Управление воспроизведением
Во второй кнопочной панельке находятся в основном вполне понятные кнопки управления записью (красный шарик, самый левый) и воспроизведением (пауза, стоп, перемотка вперед и назад, в начало и в конец). Все точно такое же, как на бытовой технике или в программных плеерах разных конструкций.
В виндоузовском микшере, конечно же, должно быть разрешено
воспроизведение аудиофайлов, иначе музыки вы не услышите, хотя воспроизведение
и начнется. И звуковая карта должна быть установлена корректно, без конфликтов
с другими устройствами вашего компьютера. Рассказывать об этих вещах в
данной книге у меня нет возможности. Отсылаю вас к «Самоучителю работы
на компьютере» или к «Самоучителю работы на компьютере. Начинаем с Windows»,
где описаны и работа с микшером, и примерный план военной кампании по
устранению конфликтов оборудования. Впрочем, типовые звуковые карты, вроде
SoundBlaster Live!, система определяет и устанавливает без малейших затруднений.
А закупив нетипичную карту, вы должны внимательно прочитать инструкцию и действовать соответственно.
Чтобы остановить воспроизведение, нажмите кнопку Stop или снова клавишу
«пробел» (годится также Esc). При этом курсор всегда возвращается в исходную
точку. Это удобно, когда вы пробуете применять разные эффекты к одной
и той же части композиции и каждый раз слушаете, что получилось.
Но иногда хочется иного: поймать на слух какой-то момент в записи (например,
найти фразу, в которой ошибся музыкант или возник случайный шум) и именно
там остановить курсор. Тогда вместо пробела нажмите Enter.
В окошке каждого открытого файла внизу будет своя сокращенная панелька
для перемотки в начало и конец, для запуска воспроизведения и остановки
(см. рис. 3.3). Если вам захочется использовать здешнюю кнопку воспроизведения
в режиме кнопки Play All, щелкайте по ней с «шифтом».
При проигрывании файла, изображение в котором увеличено и целиком на
экране не помещается, программа может перелистывать страницы, когда курсор
доходит до края. Или не перелистывать, оставляя изображение на месте.
Задается это строкой Scroll Playback в меню Options. Есть галочка в строке
-есть пролистывание, убрали галочку - прекратилось.
Кроме того, можно нажать клавишу F6 (даже на полном ходу!), чтобы поменять
один режим на другой.
У пролистывания есть еще одна разновидность - гладкая прокрутка, при которой
курсор всегда остается на экране, а кривая звука прокручивается относительно
него. Переводят нас в такой режим галочка в строке Scroll Smoothly (меню
Options) и комбинация Shift-F6. Но все это подействует, только когда пролистывание
включено и в строке Scroll Playback уже стоит галочка.
Рис. 3.3. Стереофайл Chimes.wav в окне документа
На рисунке 3.3 показано, как выглядит стереофайл, загруженный в окно
программы. Вверху, над изображением находится шкала времени. Щелкнув правой
кнопкой мыши по шкале, вы можете поменять единицы измерения. Например,
вместо полного времени в минутах, секундах и тысячных долях (формат Time)
можно попросить показывать время просто в секундах (Second) или же в сэмплах
(Sample) - отрезках минимального размера.
На вертикальной шкале громкость сигнала отложена в децибелах1, но можно
попросить SF показывать ее в процентах от максимальной громкости. Щелкните
по этой шкале правой кнопкой мыши и выберите Label in Percent (в процентах)
или Label in dB (в децибелах).
Левый канал стереофайла всегда расположен сверху, правый снизу. Если нам
необходимо прослушать, скажем, только левый, подведем мышку к верхней
части окна, выше осевой линии (мышиный курсор станет таким: I ), и щелкнем
один раз. Вместо курсора высотой в оба канала появится короткий, высотой
в один только выбранный канал. Если теперь запустить воспроизведение,
то музыка пойдет слева.
Точно так же можно встать и в правый канал (курсор мышки будет такой:
IR) и прослушать его. Клавиша Tab переключает курсор по кругу - из левого
канала в правый, потом в оба, потом опять в левый.
Если у вас выделен фрагмент, вы сможете подобным же образом (клавишей
Tab) переключать выделение: оба канала > левый > правый > снова
оба.
Децибел - довольно хитрая нелинейная (логарифмическая) единица измерения громкости звука (сокращенно дБ или dB). Кроме абсолютного децибела есть еще и относительный децибел, тоже хитрый и тоже логарифмический, задающий изменение громкости. Для наших с вами целей достаточно понимать, что увеличение или уменьшение громкости на 6 дБ означает увеличение или уменьшение громкости звука вдвое.