Хорус, флэнджер и прочие звуковые эффекты
В составе редактора Sound Forge есть несколько обработок, воспроизводящих самые известные обработки гитарных процессоров или студийных эффект-процессоров - хорус, флэнджер, фэйзер, квакушка (вау-вау). Если вы знаете, как все это звучит, мне не придется долго вам это объяснять. А если не знаете, то узнаете. Когда попробуете.
Хорус
По своему воздействию на звук эта обработка напоминает достаточно короткий
дилэй с модуляцией - создается эффект множественного звучания. Как будто
вместо одной гитары начинает играть одновременно несколько гитар. Задержка
создает эффект неодновременности, а модуляция - эффект по-разному настроенных
инструментов. Отсюда и название - Chorus (хор).
Чаще всего хорусом пользуются для обработки гитар, реже - для создания
вокальных спецэффектов.
На рисунке 3.36 показано диалоговое окно хоруса. Кроме знакомых и понятных
движков, управляющих уровнями входного сигнала, сухого сигнала на выходе (Dry out) и обработанного сигнала па выходе (Chorus out), обращаю ваше внимание на движок Chorus out delay (задержка хоруса). Это временной сдвиг Между основным сигналом и «хором», что самым существенным образом влияет на результат. Когда эта задержка находится в пределах 20-50 миллисекунд, получается именно хорус, при более коротких задержках выходит уже что-то весьма напоминающее флэнджер. И наоборот, при более длинных задержках получается обычный дилэи с удвоением звука.
Рис. 3.36. Xopyc
Характер результата зависит также от положения движков Modulation rate
(частота модуляции) и Modulation depth (глубина модуляции). Первый задает
частоту накладываемой волны (огибающей), а второй определяет, насколько
сильно она может влиять на сигнал. Самая мягкая обработка происходит при
частоте модуляции менее 1 герца. Но когда частота опускается ниже 0,3
герца, ее действие становится уже практически незаметным.
Едва заметным может стать хорус и при слишком малой глубине модуляции.
Тогда, как при слишком большой, будет казаться, что «хоровые» инструменты
сильно расстроены.
С помощью этой сладкой парочки можно получить некоторые другие обработки,
на хорус мало похожие. При большой глубине модуляции получится вибрато.
При малом времени задержки - флэнджер.
Есть и другие способы повлиять на силу эффекта. Параметр Chorus size (размер
хоруса) позволяет обработать хорусом выделенный фрагмент несколько раз.
Точнее, от одного до трех.
Движок Feedback (обратная связь) подмешивает в сигнал повторные отражения,
что также усиливает эффект.
Настройки Invert the chorus phase и Invert the feedback phase инвертируют
(переворачивают относительно горизонтальной оси) сигнал хоруса или обратной
связи. Иногда приходится помечать эти строки, чтобы избежать фазовых искажений,
при которых два одинаковых сигнала в противофазе гасят друг друга. А иногда,
наоборот, используют фазовые искажения как спецэффект.
Самая нижняя настройка в этом диалоговом окне - квадратик Attenuate high
frequencies above и движок рядом с ним. Это фильтр, позволяющий исключить
из обработки звуки, частота которых выше заданной.
Параметров в хорусе много, понять и запомнить все это непросто. Я бы советовал
начинающим, как всегда, обратиться за помощью к пресетам. Послушайте,
как они работают, посмотрите, какие значения параметров приводят к тем
или иным результатам, это поможет вам во многом разобраться. При этом
помните, что очень многое зависит не от эффекта и параметров, а от тембра
обрабатываемого инструмента и от темпа, в котором он играет.
В списке прссетов пять видов чистого хоруса, два вида быстрого флэид-жера
(Fast flange), четыре - медленного (Slow flange) и один - тяжелого (Hard
flange), есть разные варианты вибрато и даже забавный пресет Cheap TV,
имитирующий звучание дешевого телевизора или радиоприемника.
Флэнджер, фэйзер, квакушка
Как вы поняли из предыдущей главы, хорус - не единственный эффект, который достигается сочетанием задержки с модуляцией. Еще три родственных эффекта вы найдете в диалоговом окне Flange/Wah-wah (меню Effects).
Рис. 3.37. Флэнджер, фэйзер, квакушка
Вверху этого окна (см. рис. 3.37) расположен переключатель Effect с
тремя положениями, как раз и позволяющий выбрать один из этих эффектов.
Флэнджер дает легко узнаваемый «летающий» звук. В детстве, когда у меня
не было компьютера, но было два катушечных магнитофона и микшер для перезаписи,
я обнаружил этот эффект, только не знал, как он называется. Когда перепишешь
звук с одного магнитофона на другой, а потом запускаешь на воспроизведение
одновременно, сначала они идут вровень, а потом один неизбежно отстает,
а другой, соответственно, обгоняет. Звук при этом летит из одного уха
в другое, происходит некоторый частотный сдвиг, ну и прочая красо-та -
это и есть флэнджер. Именно так и был открыт этот эффект лет 50 назад.
(Это не я его открыл!)
Фэйзер - нечто весьма похожее, по не летающее, а скорее вибрирующее -точнее
описать не берусь. Ну, а «квакер» Wah-wah («вау-вау», а не восточное «вах-вах!»)
все знают - это когда гитарист качает ногой педаль своей «примочки», а
гитара его, вот именно, слегка квакает. Впрочем, не противно так квакает,
а, наоборот, очень классно, но немножко в стиле ретро.