Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Динамическая обработка уровня

В программах обработки звука очень важным моментом является динамическое изменение уровня, при котором разные части фонограммы получают разное усиление в зависимости от их собственной громкости. Например, немного придавив самые громкие места фонограммы, а остальные оставив без изменения и все это чуть-чуть усилив, мы добьемся большей плотности звука. Эта операция уплотнения, сжатия диапазона громкостей (динамического диапазона, как принято говорить) называется компрессированием, а выполняющий ее плагин - компрессором.
Если же мы поступим иначе: придавим слабые сигналы, не трогая сильных, то получим обработку, именуемую экспандером.
Когда громкость слабых сигналов (обычно это всяческие шумы и шипение) не просто понижается, а опускается до нуля, получается у нас шумовой фильтр (Noise Gate) или просто гейт, как часто говорят.
Еще один вариант динамической обработки - ограничитель уровня (Limi-ter).


Им приходится пользоваться, готовя фонограмму, например, для трансляции по радио или для записи на CD. Весь сигнал - любой его самый узкий пик - должен быть тише некоторого предельного (порогового) уровня. Чтобы этого добиться, надо все сигналы, выходящие за предельный уровень, понизить, скажем, до -2 дБ. Или до -0,2 дБ.
Из всех вариантов динамической обработки уровня чаще всего приходится пользоваться, безусловно, компрессором. Сегодня не компрессируют, ну, разве что, классическую музыку, все остальное - обязательно. Если звук не компрессированный, то слушателю надо сидеть в тишине, закрыв окна и двери, иначе любой посторонний шум в помещении заглушит тихие места фонограммы. То же произойдет и при передаче фонограммы по радио в диапазонах коротких, средних или длинных волн: эфирные помехи совершенно забьют тихие места. Я уж молчу о возможности слушать музыку в автомобиле...
На самом деле, динамические обработки всех описанных типов может выполнить одна и та же команда - Graphic (графический компрессор) из подменю Effects > Dynamics или ее более сложная разновидность - команда Multi-Band (многополосный компрессор). Начнем с графического.

Графический компрессор

На рисунке 3.29 показано диалоговое окно графического компрессора. График в центре показывает зависимость уровня на выходе (вертикальная ось, OUT) от уровня на входе (горизонтальная ось, IN). Когда линия идет строго под 45°, усиления или ослабления сигнала нет - что на выходе, то и па входе. Если же линия заваливается вниз, как в правой части нашего рисунка, то большим уровням сигналов на входе соответствуют меньшие уровни на выходе, то есть происходит ослабление сигнала.

Рис. 3.29. Графический компрессор

Посмотрите, например, на самую правую точку горизонтальной оси, где уровень входного сигнала предельно высокий (0 дБ). На вертикальной оси нашего рисунка ей соответствует точка в районе -10 дБ, то есть сигнал на выходе станет заметно (раза в три) тише.
Движок Threshold (порог срабатывания) управляет местоположением точки излома - сдвигает ее вправо или влево по линии. Все, что левее порога, остается без изменения, все, что правее - ослабляется.
Движок Ratio задает угол наклона линии после излома, то есть на самом деле -' величину усиления или ослабление сигнала. В качестве единицы измерения предлагается пользоваться дробью «вход : выход» (см. надпись правее этого движка). В крайнем левом положении движка там будет написано 1,0 : 1 (что на входе, то и на выходе, нет ни усиления, ни ослабления). В середине шкалы тут значится 10,0 : 1 (десять на входе, один на выходе - десятикратное ослабление), а в правом положении: inf. : 1 (то есть бесконечность на входе, единица на выходе).
А вот что это значит на практике. При усилении 1 : 1 линия идет строго под 45°, усиления нет. Когда же мы увеличиваем Ratio, линия опускается, а ослабление растет. В самом правом положении движка (inf. : 1) компрессор превращается в ограничитель (лимитер): сколько ни увеличивай сигнал на входе, уровень на выходе не меняется.
Параметры Threshold и Ratio - самые важные при управлении компрессором, от их выбора сильнее всего зависит результат. Чем более рыхлый исходный звук, чем больше в нем разница между самыми громкими и самыми тихими фрагментами, тем ниже приходится опускать порог и тем выше выбирать Ratio.
Но опустив порог слишком низко, вы рискуете поднять, кроме полезного сигнала, также уровень шумов. А излишне выровняв громкости, лишите фонограмму динамики, живости - пропадут акценты в исполнении. Как говорится, дурацкое дело - не хитрое, особого труда не составит всю песню скомпрессн-ровать так, что звуки будут иметь одинаковую громкость. Слышно будет отлично. Но приятно ли будет слушать такую музыку, где никто ни разу не споет и не сыграет потише или погромче, а так и будет бубнить с одинаковой силой от начала до конца?!
Еще два параметра динамической обработки могут иной раз весьма пригодиться.
Движок Attack (атака) управляет работой компрессора в самом начале сигнала. Дело в том, что когда уровень поднимается выше порога (Threshold), компрессор включается не сразу, а с заданным этим движком запозданием. Благодаря этому случайные короткие пики в обработку просто не попадают, н это хорошо. Однако есть у этого дела и обратная сторона: например, работая с партией барабанов, вы должны учитывать, что у ударных очень короткое время нарастания (атака), так что если хотите, чтобы барабаны были скомнрессиро-ваны, тащите этот движок влево.
Движок Release управляет «хвостом» эффекта - временем отпускания. Когда уровень сигнала падает ниже порога, обработка еще некоторое время продолжается (может, он ненадолго? - надеется компрессор, - может он сейчас опять подскочит?).
И этим, кстати, грех не воспользоваться. Например, вы компрессируете соло-гитару с длинным звучанием (сустэйн, как это называется по-русски). Можете таким способом сделать «хвост» подлиннее, чтобы поддержать слабые концы музыкальных фраз. Но делайте этот так, чтобы не зацепить мусор - шум, который неизбежно вылезает, когда вы поднимаете уж слишком слабый сигнал.
В списке пресетов вы найдете два образна чистых компрессоров -2 : 1 compression и 3 : 1 compression. Первый, помягче, чаще используется для обработки акустической гитары, второй, пожестче, - для голоса или ритм-гитары. Впрочем, все зависит от конкретной фонограммы. Может оказаться, что для гитары лучше взять компрессию 2 : 1, а для соло-гитары сместить Ratio до уровня 5 : 1 или даже выше.
Пробуйте, смотрите, что выходит, причем не только в выделенном фрагменте, но и по сравнению с соседними фрагментами. Если обработали песню целиком, не поленитесь и прослушать ее целиком - иногда где-то в середине или в конце вдруг такое выскочит, какого пу никак нельзя было ожидать.
Кроме чистых компрессоров в списке пресетов есть и комбинированные, например, Compressor/Gate - компрессор с шумоподавлением (см. рис. 3.30, а). Правая часть кривой задает обычный компрессор 4,8 : 1, а вот левая обрезает все слабые сигналы. Ворота (gate - ворота по-английски) установлены на уровне -60 дБ.

Рис. 3.30. Пресеты с шумоподавлением

Показанный справа пресет Soft Noise Gate (мягкое шумоподавление) - уже не является компрессором вообще. Он отрезает еще больше слабых звуков (граница проходит в районе 55 дБ), но кривая усиления сразу же идет круто вверх (тихая музыка в диапазоне от 55 до 36 дБ усиливается довольно значительно), а потом выходит на нулевое усиление. Этот пресет, и правда, работает динамическая обработка уровня 341
достаточно мягко. Впрочем, все это вы должны проверить сами н понят!., насколько он мягкий, нужна ли вам сейчас такая мягкость и так далее.
Кстати, в SF есть и специальная команда - Effects > Noise Gate, выполняющая те же задачи. Но она попроще, настройки те же, только их меньше, так что специально мы говорить о ней не будем - возьмите и поглядите.
При низком уровне полезного сигнала и высоком уровне шумов придется очень хорошо поработать с порогом, а также со временем атаки и отпускания. Если опустить порог слишком низко, а эти времена оставить длинными, то много шума будет пролезать. Если сделать порог слишком высоким, а времена задать слишком короткие, то будет срезаться музыка.
Однако, как ни мудруй с настройками, при достаточно высоком уровне шипения, поскрипывания, гудения или какого-нибудь посвистывания совсем отделаться от шумов при помощи гейта, возможно, и не удастся.
Конечно, можно на это сказать, что надо правильно ставить микрофон. верно выставлять уровень записи, тогда и не будет никаких проблем с шумами. Но это не всегда от нас зависит. Иной раз и не сами вы эту запись делали, а работать с пей приходится. Или появление шумов неизбежно: скажем, вы сгоняете музыку в компьютер с виниловых пластинок.
Есть целый класс плагинов-шумодавов (денойсеров), устроенных на совершенно иных принципах, например, плагин Noice Reduction той же фирмы Sonic Foundry. Тут вы выделяете на своей фонограмме участок тишины - без музыки, но с шипением-скрипением. Плагин анализирует частотный состав этого шипения-скрипения, а потом вырезает из фонограммы именно те частоты, которые так сильно мешали. Особенно эффективно удаляется низкочастотное гудение.
Правда, и звук не остается таким, каким был: вырезать из живого звука кусок спектра и рассчитывать, что все останется так же круто, как было, не стоит. Но для реставрации плохих записей пользоваться подобными программками все же вполне можно. По принципу меньшего из зол.

Многополосный компрессор

Команда Effects > Dynamics > Multi-Band запускает многополосный компрессор (см. рис. 3.31). Тут у нас фактически четыре обычных компрессора, каждый из которых работает в своем собственном частотном диапазоне. Благодаря этой хитрости можно, к примеру, скомпрессировать одни только басы, не трогая остальной части спектра.
Соответственно, и настройки каждой из секций, кроме известных нам параметров - порога (Threshold), усиления (здесь это называется Amount), времени атаки и отпускания, включают также параметры, задающие тип диапазона и частоту.
Типов три, и все они знакомы нам по параграфическому эквалайзеру: выступ в полосе нижних частот - Low-shelf, выступ в полосе высоких частот -Highshelf, а также обычный диапазон в средней части спектра - Band-notch. Для выступов задается только граничная частота, для обычного диапазона - частота средней точки и ширина в октавах (добротность).

Рис. 3.31. Многополосный компрессор

Чтобы подключить диапазон, достаточно убрать галочку в квадратике Band 1 bypass (диапазон 1 отключить), ... Band 4 bypass.
Кроме того, предусмотрена возможность послушать, как работает каждый из компрессоров по отдельности. Для этого достаточно пометить квадратик Solo в соответствующем диапазоне. Все остальные компрессоры временно отключаются - настраивайте!
Индикаторы уровня можно переключить с показа входных уровнен (кнопка Input) на показ выходных (на кнопке появляется надпись Output).
Рядом есть еще один индикатор, третий по счету, который показывает разницу между уровнями на входе и на выходе. Хоть какие-то показания на этом индикаторе появляются, только когда включается компрессор (входной уровень оказался выше порога срабатывания компрессора).
Чем выше красный столбик этого индикатора, тем сильнее придавливается звук. А чтобы мы помнили, что речь идет не об усилении, а об ослаблении, столбик направлен вниз.
Одно из интересных применений многополосного компрессора - устранение из вокальных партий взрывного звука «п» и стреляющего звука «с», которые могут возникать при записи в микрофон без ветрозащиты1 и вследствие всяких других ошибок. В списке пресетов есть три строки на эту как раз тему. Reduce loud plosives борется с взрывным «п», Reduce loud sibilants (de-esser) - со стреляющим «с», a Reduce plosives and sibilants - и с тем и с другим одновременно.
Есть, кстати, целый класс плагинов - диэссеров, - которые предназначены для устранения этого нехорошего «с» и других подобных помех.

Дисторшн

Команда Distortion в меню Effects имитирует действие излюбленного для рокеров и металлистов гитарного эффекта - днсторшна. Как легко заметить из рисунка 3.32, здесь перед нами вновь графический компрессор с некоторыми дополнительными настройками. Но это устройство предназначено специально для создания перегрузок - хрипов, скрипов и тому подобных мелодичных звуков.
Впрочем, перегрузки не столько создаются, сколько имитируются: выполнив команду, вы увидите, что сигнал далеко не доходит до 0 дБ.



Рис. 3.32. Дисторшн

' Ветрозащита - это либо наконечник из специального поролона, который надевается на микрофон, либо рамочка с сеткой, которая ставится перед микрофоном. И то и другое предназначено для устранения воздействия ветра (если вы репортер и пишете знук в полевых условиях) или же дыхания исполнителя

Дисторшн позволяет портить сигнал самыми разными способами. Например, создавать асимметричные искажения: для положительной части полны задать одну компрессию, для отрицательной - другую. Делается это с помощью списка Graph polarity edit mode. Когда там выбрана строка Individual (отдельно) можно подвигать график компрессии для положительной части волны, потом нажав кнопку Negative (она превратится в кнопку Positive), изменить еще п график отрицательной части волны. Кривая станет исключительно уродливой, таким же классным станет и звук.
Есть в этом списке и другие варианты, например когда части кривой являются зеркальным отражением друг друга относительно диагонали.


Содержание раздела