Операции редактирования
Простые команды редактирования - копирование, вставка, вырезание,
удаление - выполняются обычным образом и с помощью обычных команд и клавиатурных
комбинаций. И снова Sound Forge ведет себя так же, как вел бы себя Word.
Например, при вырезании (Cut) и удалении (Delete) выделенный фрагмент
исключается из файла, а края смыкаются, как будто из слова вырезан лишний
слог. При вставке (Paste) «буквы» раздвигаются. А если что-то было выделено,
то выделенный фрагмент будет заменен содержимым кармана.
Команда Overwrite (перезаписать) в подменю Edit > Paste Special тоже
заменяет выделенный фрагмент содержимым кармана, но ведет себя при этом
немного иначе.
Представьте, что в буфере находится фрагмент продолжительностью 10 секунд,
а выделенный участок имеет длину 15 секунд. Обычная команда вставки просто
заменила бы 15 секунд на 10, тогда как команда Overwrite аккуратненько
перезаписывает первые 10 секунд, а последние 5 не трогает. Это очень разумное
поведение, потому что выделить фрагмент точно такого размера, как запомненный в кармане, практически нереально.
Еще одна необычная разновидность вставки - команда Replicate (размножить). Здесь, вставляя 10-секундный фрагмент в 30-секундную выделенную область, получите троекратное повторение вставленного фрагмента.
Если у вставляемого звука другая частота дискретизации, вы получите от программы сообщение об этом вопиющем факте и предложение одуматься.
Иначе вставленный звук приобретет частоту дискретизации целевого фай;1а (того, в который он вставляется). Скажем, частота в целевом файле вдвое ни-же, чем в исходном, тогда вставленный фрагмент будет проигрываться вдвое медленнее.
Чтобы этого избежать, сначала приведите файлы к одинаковой частоте дискретизации, обработав один из них командой Process » Resample (см. рис. З.11)
Рис. 3.11. Ресэмплирование файла
Здесь выбираете в списке пресетов одну из строк со стандартными частотами
дискретизации или устанавливаете частоту вручную'.
Движок Interpolation Accuracy (точность интерполяции) имеет четыре деления:
1 - обычная точность, 2 и 3 - повышенная, 4 - самая высокая точность и
самая медленная работа.
По умолчанию в строке Apply an anti-alias filter (применить сглаживающий
фильтр) стоит галочка. Лучше там ее и оставить.
Если же поставить галочку в следующей строке - Set the sample rate only,
тс длинной процедуры ресэмплирования (перестройки файла под новую частоту)
не происходит вообще. В заголовок файла будут записаны другие данные о
его частоте (это происходит мгновенно), отчего при воспроизведении файл
буде проигрываться медленнее или быстрее - в зависимости от того, повышаем
мы частоту или понижаем.
Это очень похоже на то, о чем мы с вами говорили применительно к Фо-тошопу
в главе «Размеры и разрешение». Там, если помните, можно было снять пометку
со строки Resample Image и изображение не перестраивалось, количество
точек в нем оставалось неизменным. Вот и тут та же история.
Но вернемся к командам редактирования.
Рис. 3.12. Перетаскиваем фрагмент из файла Chord.wav в файл Chimes.wav
Можно вставить фрагмент в другой файл без помощи меню и к тому же ничего
не копируя в буфер Windows. Для этого достаточно перетащить фрагмент мышкой
из окна одного документа в окно другого, а перед тем, как отпустить левую
кнопку мыши, нажать еще и правую (см. рис. 3.12). Если все сделано верно,
то возле курсора появится буковка «р» (Paste), если же какая-то другая,
лучше нажать Esc и попытаться еще раз.
Точно так же можно создать из выделения новый файл - вытащить из окна
документа, но тащить не в другое окно документа, а на рабочий стол программы
(закрашенное серым свободное место внутри окна Sound Forge), где и бу-Дет
создан новый файл.
Есть другой вариант: создать новый файл из содержимого кармана. Скопировали
фрагмент, нажали Ctrl-E (или ввели команду Edit > Paste Special >
Paste to New) и получайте новый файл.
При вставке в стереофайл монофонического фрагмента (например, вы выделили
и скопировали что-то только в одном канале) Sound Forge просто вставляет
один и тот же фрагмент в оба канала.
Когда же вы, наоборот, вставляете стереозвук в монофайл, то каналы складываются
и вставляются в таком сложенном виде.
Очень любопытную возможность дает команда Preview Cut/Cursor в меню Edit.
Она проигрывает несколько секунд до выделенного фрагмента и несколько
секунд после, а сам фрагмент пропускает, как будто его и нет. Так можно
оценить, что произойдет с файлом, если этот фрагмент удалить или вырезать.
Если же ничего не выделено, то команда просто проигрывает немножко д0
курсора, немножко после.
Размеры этого «немножко» можно поменять в настройках программы на странице
Other (прочее) в секции Cut Preview Configuration.
Я уже говорил вам о кнопке и команде Trim/Crop, которые удаляют из файла
все, кроме выделенного фрагмента. А если нужно удалить, наоборот, голько
сам выделенный объект, то выручит клавиша Del.
Иногда требуется прямо противоположное - добавить в файл пустые участки.
Занимается этим команда Insert Silence (буквально «вставить тишину») з
меню Process. Требуется ввести «длину тишины» и указать, вставляется ли
)на от курсора (Cursor), в начало файла (Start of file) или в конец (End
of file).