Выделение фрагмента
Выделять фрагменты в SF можно мышкой и Shift-стрелками - примерно так
же, как выделяется текст в Word'e. Сходство с Word'oм усугубляется и схожестью
применяемых клавиатурных комбинаций.
Например, выделение вперед или назад на одну экранную точку выполняется
по Shift—> и Shift-<-, как выделение одной буквы в Word'e. Выделение
от курсора до конца или до начала файла - по Ctrl-Shift-End и Ctrl-Shift-Home.
Выделение всей области между маркерами - двойной щелчок'. Выделение файла
целиком - Ctrl-A (или тройной щелчок по кривой). По Ctrl-Shift—> и
Ctrl-Shift-<-в Word'e выделяется следующее или предыдущее слово, а
в Sound Forge, где никаких слов нет, происходит выделение вперед или назад
на 10 % экрана -смысл другой, но работает похоже.
Впрочем, есть у Форджа и вполне оригинальные комбинации. Например, нажав
Shift-плюс на цифровой клавиатуре или Shift-минус на цифровой клавиатуре2,
мы выделим следующий или предыдущий сэмпл.
Клавиши S или Backspace помогут на время снять выделение или, наоборот, восстановить выделение, которое вы сняли - по ошибке или потому, что хотели произвести какую-то операцию над фонограммой в целом. Об этих клавишах стоит помнить, потому что в SF отмена команды на выделение не распространяется.
Иногда требуется выделить фрагмент только в левом или правом канале.
Для этого надо взяться мышкой за верхнюю или нижнюю часть изображения (выше верхней оси или ниже нижней). Можно также, ни о чем не беспокоясь, выделить фрагмент в обоих каналах, а потом просто переключиться по клавише Tab на левый канал, на правый и опять на оба.
Теперь о том, как менять размеры выделенной области. Во-первых, все описанные (и не описанные) команды выделения продолжают действовать и тогда, когда на экране что-то уже выделено. То есть расширяют или сужают выделение - на пиксель, на сэмпл, до начала, до конца...
А во-вторых, когда вы проводите мышкой над границей выделения, курсор становится таким:
Если же при таком виде курсора нажать клавишу Shift, то можно будет перетащить всю область выделения на другое место, не меняя ее размеров.
Очень существенный момент - как проводятся границы выделенной области. По умолчанию программа нам доверяет: ставит границы выделения именно там, где мы ей указали (с точностью до сэмпла, разумеется: между сэмплами поставить курсор невозможно, потому что там ничего нет. Даже вакуума и того нет). Но иногда стоит просить у программы помощи, это сэкономит нам массу сил и нервов.
Клавиатурная комбинация Ctrl-B и команда Auto Snap to Zero в меню Option (автоматическое притягивание к нулю) предлагают программе самой ставить
' Если маркеров нет, то по двойному щелчку выделится весь файл.
2 В Windows 98 и Me необходимо нажать Num Lock, и семействе NT это не требуется.
границы выделения так, чтобы они проходили через точки нулевой громкости - те, в которых сигнал пересекает ось. Зачем это?
Чтобы не было щелчков. Представьте, что вы планируете обрезать сигнал удалив все, кроме выделенной области. Обрезали и запускаете воспроизведение: вот была, была тишина - а потом бац! - появляется сигнал, причем сразу изрядного уровня. Динамики любой акустической системы реагируют на такую ситуацию однозначно - щелкают, как соловьи жаркой июльской ночью.
Рис. 3.10. Искажение на левом краю выделенной области
Что-то похожее может произойти, даже если вы хотите всего лишь обработать
выделенный фрагмент каким-нибудь форджевским эффектом. Не исключено, что
в результате обработки уровень сигнала изменится или же изменится направление
кривой, как на рисунке 3.10, где левая граница выделения проходила как
попало, а правая - через ноль. После обработки эквалайзером слева возник
острый пик, который щелкает, а справа ничего неприятного не появилось.
К сожалению, абсолютно точно выполнить наш запрос программа сможет не
всегда. Точнее сказать, не сможет практически никогда. В стереофайлах
правый и левый каналы, как правило, сдвинуты по фазе друг относительно
друга, а потому проходят через нулевую точку не одновременно. Но даже
если вы выделите только один канал, все равно поблизости может не оказаться
идеальной нулевой точки - один сэмпл чуть выше нуля, следующий чуть ниже.
А между ними, как известно, нет ничего, даже вакуума.
Что делать программе? Она находит точку, в которой уровень сигнала минимален,
и именно там проводит линию выделения. Если речь о выделении стереопары,
то ищется точка, в которой минимальны уровни в обоих каналах. В большинстве
случаев этого оказывается достаточно, чтобы предотвратить появление заметных
щелчков.
На самом деле, Sound Forge позволяет нам повлиять на процесс притягивания
и на способ определения нулевой точки. Сделать это можно в настройках
программы (Options > Preferences) на странице Editing, где вы сможете
указать
максимальное расстояние, на котором следует искать нулевые точки (Zero-cross
scanning time), максимальное отличие уровня от нуля, при котором вы согласны
считать сигнал нулевым (Zero-cross level threshold), выбрать тип приближения
к нулю - положительное (Positive Crossing - кривая идет вверх), отрицательное
(Negative Crossing - кривая идет вниз) или любое (Any Crossing).
Впрочем, я не думаю, что начинающему сразу же захочется заниматься такой
настройкой - это вам на перспективу.
Когда фрагмент уже выделен, ни комбинация Ctrl-B, ни команда Auto Snap
to Zero никакого действия на него не оказывают. Тогда можно подогнать
края выделения под нулевые точки командой Snap to Zero (притянуть к нулю)
в подменю Edit > Selection или клавишей Z.
Есть у этой команды еще одна разновидность - Snap Edge to Zero (притянуть
этот край к нулю), которая проводит через нуль только одну границу выделения.
Какую? Если вы растягивали рамочку слева направо, то правую. А если в
противоположном направлении, то левую.
Когда ничего не выделено, клавиша Z просто ставит курсор в ближайшую нулевую
точку.