Нормализация
Многие авторитетные источники рекомендуют после завершения записи и
сохранения файла на диск, сразу же нормализовать сигнал - поднять общую
его громкость так, чтобы самое громкое место фонограммы имело уровень
в районе О дБ. Заодно мы поднимем уровни тихих мест и тем самым повысим
качество последующей обработки звука - при слишком малой громкости тихих
участков некоторые из обработок могут их просто отсечь, превратить в тишину.
К советам авторитетных источников могу добавить два своих соображения.
Во-первых, в результате нормализации растет и уровень шумов. А во-вторых,
нормализовав сигнал, позаботьтесь о том, чтобы все последующие обработки
не поднимали его громкость, потому что это мгновенно приведет к перегрузке.
Команда Normalize находится в меню Process, ее диалоговое окно показано
на рисунке 3.6. В списке образцов (Preset) выберите метод нормализации
по пиковому уровню (Maximize peak value), движком Normalize to поставьте
уровень 0 дБ. ОК.
Рис. 3.6. Нормализация по пиковому значению
Программа пойдет просматривать ваш файл, найдет самое громкое место
(пиковый уровень) и усилит общую громкость так, чтобы именно это место
имело громкость 0 дБ (или любую другую, которую вы выставите движком Normalize
to).
Если в окне нормализации было что-то выделено, нормализуется только выделенная
область. При этом программа может учитывать пиковую громкость всего файла,
а может не учитывать. По умолчанию каждый выделенный участок нормализуется
по своему собственному пиковому уровню - Sound Forge сканирует в поисках
максимальной громкости только его.
Можно также просканировать весь файл кнопкой Scan Levels (никаких выделений
в файле в этот момент быть не должно), а потом поставить галочку в строке
Use current scan level (использовать текущий уровень). Тогда при нормализации
любых других участков программа будет поднимать громкости исходя из этого
общего пика громкости.
При работе с длинными файлами (например, у вас записана фонограмма целого
концерта или длинное интервью) такая настройка сбережет вам здоровье и
продлит жизнь, потому что повторное сканирование файла часовой длины принудит
курящих выкурить лишнюю сигарету (а то и полпачки!), пьющих пиво - отправиться
за пивом, а у всех остальных погубит массу нервных клеток, пока они будут
бегать вокруг компьютера в ожидании завершения операции.
С этой настройкой надо быть внимательным. Не исключено, что, обрабатывая другой файл, вы получите страшную перегрузку. Дело в том, что Sound Forge запоминает настройки любого диалогового окна и в следующий раз именно их предлагает нам по умолчанию. Так что выбранный пиковый уровень станет уровнем по умолчанию. Ничего в этом нет страшного - просто не забывайте заново сканировать уровни кнопкой Scan Levels. Или убирать галочку в строке Use current scan level.
В свете всех возможных накладок, прежде чем жать на ОК, имеет смысл
сначала послушать, что получается в результате такой обработки - нет ли
где перегрузки. Для этого предназначена кнопка предварительного прослушивания
Preview, которая будет появляться у нас практически в любом форджев-ском
диалоговом окне.
По нажатию этой кнопки программа начинает по кругу проигрывать выделенный
фрагмент при текущих настройках нормализации. Стоит вам поменять какой-то
параметр, как без всяких дополнительных телодвижений с вашей стороны программа
начнет воспроизводить уже новые результаты. (В 4-й версии программы автоматическое
проигрывание еще не было изобретено, приходилось, изменив настройку, всякий
раз нажимать кнопку Preview.)
Галочка в строке Bypass (обойти) тут же начинает проигрывать звук в исходном
виде, чтобы мы могли сравнивать - что было и что стало.
В настройках редактора Sound Forge (Options > Preferences) на странице
Previews (см. рис. 3.7) можно менять максимальную длительность предварительного
проигрывания (Limit previews to) в интервале от 1 до 600 секунд (по умолчанию
- 5 секунд) или вовсе отменить лимит, убрав тут галочку. Тогда длительность
проигрывания в диалоговом окне того или иного эффекта будет зависеть только
от длительности этого эффекта (в данном случае - от длины файла или выделенного
фрагмента).
Рис. З.7. Настройки предварительного прослушивания
На слабых компьютерах с недостаточной памятью
заказывать слишком большое время прослушивания не стоит. Зато стоит с
этим поэкспериментировать, чтобы понять, какая длительность не заставит
перетрудиться ваш компьютер.
Очень полезны еще два параметра в настройках preview - Pre-roll и Post-roll
(по умолчанию оба выключены). Первый позволит начинать прослушивание на
несколько секунд раньше начала обработки, а второй - продлить прослушивание
на несколько секунд после его окончания. Это позволит вам понять, как
сочетается получающийся в результате обработки фрагмент с остальным материалом,
нет ли излишне резких переходов, не появились ли щелчки.