Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Внешний вид и органы управления

На рисунке 4.1 показан внешний вид программы Sonar 2.2 XL. Вот тут уж не скажешь, что все просто, понятно и совершенно классически устроено. Масса незнакомых и не очень понятных органов управления, окошки с цифрами, какая-то табличка, полосочки, линеечки... Но тут ничего не поделаешь: секвенсоры все довольно сложно устроены - такая специфика. Такое у них образие свое, как сказал поэт.

Рис. 4.1. Секвенсор Cakewalk Sonar XL 2.2

Вверху окна программы вы видите строку меню, под ней несколько инструментальных панелей (целых девять штук!), поставленных в три ряда, -с кнопками, движками и индикаторами. Панельки можно расставить на экране по-иному, берясь, как это принято в программах под Windows, за левую часть панели (за двойную черточку). Все липшее можно просто спрятать: щелчок по любой кнопке «правой крысой» - и убирайте галочки из ненужных строк выпадающего меню.
С самыми важными кнопками и индикаторами мы постепенно познакомимся, а сейчас посмотрим на окно нашего музыкального проекта (оно называется Track), представляющее собой некое подобие таблицы, состоящей из Двух частей. Каждая строка в этой таблице - это одна дорожка (трек). В левой части таблицы записан номер дорожки, ее название, громкость (Vol), с которой она играется, расположение по панораме (Pan) и ряд других параметров, в правой показано содержимое дорожек, которое можно как таковое не только разглядывать, по и всячески редактировать - разрезать, удалять, копировать, Двигать по дорожке и с одной дорожки на другую.
Внизу окна дорожек четыре закладочки - All, Mix, FX и I/O. Это означает, что мы сможем по своему желанию видеть в левой части окна (на левой панели) сразу все настройки каждой дорожки (закладка АИ), только те, которые относятся к параметрам микширования дорожек (Mix), только те, которые относятся к эффектам и обработкам (FX), и только те, где определяется, через какой порт - аудио или MIDI - будет играть данная дорожка (выходной порт), откуда будет происходить запись (входной порт) - закладка I/O (Input/ Output).


значит, мы имеем дело со звуковой дорожкой, причем со стереозвуком.

Поскольку MIDI и аудио - вещи по сути своей совершенно разные то и способы работы с ними будут разными, в чем вы скоро убедитесь.
На самом деле, строка в табличке не обязана быть такой узкой. Обратите внимание на две самые правые кнопочки в каждой строке левой панели, которые очень похожи на стандартные впндоузовские кнопки разворачивания окна на весь экран пли на часть экрана. Здесь они делают примерно то же - разворачивают строку в окошко размером в несколько строк . Кроме того, взявшись мышкой за нижний край трека, вы можете потянуть его вниз, чтобы расширить данную строку произвольным образом. (Только делать это надо в левой части окна: если вы возьметесь за трек в правой панели, то потащите вниз саму дорожку.)

Рис. 4.2. Дорожки 2 и 3 свернуты, 4 - развернута

Развернув дорожку во все окно документа кнопкой

Когда строка дорожки расширяется, в ней становятся видны некоторые дополнительные органы наблюдения и контроля, включая индикатор уровня (нижняя строка на рисунке 4.2), а в правой вы сможете лучше рассмотреть форму волны (если это аудиодорожка). Волну можно будет редактировать -выделять фрагменты, разрезать, перетаскивать, создавать огибающую громкости и панорамы. Но обо всем этом позже.
В окне Track целиком показана вся композиция, или, как принято это называть в Сонаре - проект. Можно открыть несколько файлов с разными проектами - запрета на это нет, но играть может только какой-то один из них.
Пока идет работа над данной песней, окно Track закрыть нельзя, можно лишь свернуть. То есть закрыть-то вы, конечно, можете, но это будет означать закрытие файла и прекращение работы над проектом.
Будут у нас и другие типы око»: окно Staff для ввода и редактирования нотных партий, окно Lyrics для ввода и редактирования текста (если вы планируете распечатать ноты вместе с текстом песни), окно Piano Roll для ввода и редактирования партий без использования нот, окно Console для управления уровнями, панорамой и подключением плагинов, окно Synth Rack для подключения программных синтезаторов и сэмплеров и так далее и тому подобное.
Весьма многообразная программа. И не скажешь, что тот пли иной инструмент или тип окна ни на фиг не нужен. Нет, очень многое для чего-то нам пригодится, очень многое будет в том или ином случае полезно.
Вот и рассматривать все это мы станем тогда, когда дойдем до разговора о тех или иных операциях.
Я собираюсь разделить рассказ на несколько логических частей. Сначала ш разберемся с тем, как подготовиться к записи музыки и звука и как эту за-шсь провести. Потом поговорим о том, как записанное отредактировать - сначала про MIDI-дорожки поговорим, а затем и про аудио. Далее разберемся с об-аботками. Потом с синтезаторами. А уж в самом в конце попытаемся свести все воедино, обсудим, как можно построить работу с проектом от начала и до конца.
Но прежде все-таки закончим с внешним видом и органами управления.

Воспроизведение

Стоит щелкнуть по кнопке Play пли нажать «пробел», как музыка заиграет - вся сразу. Не заиграют только пустые дорожки и те, в строке которых помечен квадратик М (от слова mute - заглушить), как, например, дорожки 1 и 5 на рисунке 4.1. Этой кнопкой часто пользуются, чтобы временно выключить дорожку. При наличии хотя бы одной заглушенной дорожки в строке состояния появляется желтый индикатор Mute.
Наоборот, когда захочется прослушать одну или несколько дорожек отдельно от всех остальных, нажмите в соответствующих строках кнопочку с буковкой S (solo). Сразу же появится зеленый индикатор Solo в строке состояния.
Третья кнопочка с буквой R (record) назначает дорожку для записи. В строке состояния появляется красный индикатор Arm, что означает «подготовлено для записи», а на главной сонаровской панели инструментов станет доступна кнопка Record (запись). Впрочем, прежде чем начинать запись, надо нам будет еще па микшере Windows задать источник звука (MIDI, аудио или CD). Об этом мы поговорим в главе «Запись».
Прямоугольнички Solo, Mute и Write в строке состояния- не просто индикаторы. Щелчок по любому из них снимает пометки S, М и R сразу со всех дорожек.
Дорожку, которая в настоящий момент не используется, можно заархивировать командой Archive в контекстном меню номера дорожки (самой левой ячейки таблички). У сархивированной дорожки вместо кнопочки М окажется кнопочка А. Такая дорожка не заиграет, вне зависимости от того, какие на ней нажаты кнопки. Если у этой дорожки есть обработки реального времени, то программа не будет мучить компьютер, рассчитывая параметры звука с этого трека.
Еще раз щелкнув по строке Archive в контекстном меню, мы вернем дорожку в работу.
Чтобы остановить воспроизведение, нажмем пробел еще раз или щелкнем по кнопке Stop. В отличие от Sound Forge в Сонаре курсор никогда не возвращается в первоначальное место - остается там, где его застала команда остановки.
На рисунке 4.3 крупно показана кнопочная панель Transport. Она управляет воспроизведением, остановкой, перемоткой вперед и назад, а также записью.

Рис. 4.3. Панель Transport

Самая правая кнопка с восклицательным знаком (Reset) может вам пригодиться в довольно редкой, но неприятной ситуации, когда звук как бы зацикливается: вы остановили воспроизведение, а сигнал все равно идет - что-то страшно гудит и никак не умолкает. Кнопочка Reset сбросит зависшую систему воспроизведения и заставит звук умолкнуть (это касается только MIDI).

Рис. 4.4. Панель Loop

Иногда, чтобы отработать какой-то пассаж, выучить фрагмент, удобно бывает закольцевать (зациклить) воспроизведение. Этим заведует панель Loop (см. рис.
4.4). Можно ввести в окошках время начала и конца петли, а потом нажать левую кнопку для включения режима петли.
Но чаще сначала выделяют фрагмент, который хочется зациклить, а потом нажимают вторую справа кнопку (Set Loop to Selection), которая и задаст границы петли по выделенному фрагменту.

Перемещение по композиции

Чтобы поставить курсор в нужную вам точку композиции, есть три способа:

  • щелчок мышкой по свободному месту или по фрагменту (клипу) на правой панели (см. рис. 4.5);
  • щелчок но линейке вверху;
  • щелчок по серой полоске внизу.

Рис. 4.5. Куда надо щелкнуть, чтобы установить курсор на новое место

Правда, по клипам щелкать небезопасно, потому как сплошь и рядом вместо щелчка происходит небольшое перетаскивание. Вполне можно этого не заметить, а потом долго удивляться, почему вся музыка разъехалась.
Очень удобно пользоваться клавиатурными комбинациями для перемещения курсора:

  • Ctrl-PgUp и Ctrl-PgDn переносят курсор на следующий или предыдущий
  • Ctrl-End, Ctrl-Home - в конец и начало;
  • F8 и F7 - в конец и начало выделенной области.

Клавиша F5 вызывает команду перехода по времени - время надо будет ввести вручную.
Еще один удобный способ быстрого перехода между фрагментами композиции - разметить ее маркерами («вступление», «1 куплет», «1 припев», «2 куплет», «2 припев», «проигрыш...», «кода»), а потом быстро переходить от маркера к маркеру.
Ставится маркер клавишей F11 (в позиции курсора) или командой Insert Marker в контекстном меню верхней линейки (в произвольном месте - куда мышкой ткнете). Вас попросят ввести имя маркера и, если это требуется, скорректировать время. Имя маркера можно будет прочесть под верхней линейкой (на рисунке 4.5 тут два маркера с именами 111 и 222).
Для быстрого перехода к следующему или предыдущему маркеру используются комбинации Ctrl-Shift-PageDn и Ctrl-Shift-PageUp. Можно воспользоваться также кнопками панели Markers
(см. рис. 4.6). В левом списке вы найдете весь список маркеров для быстрого перехода к любому из них, а далее идут две кнопки для перехода к предыдущему и следующему маркерам.

Рис. 4.6. Панель Markers

Самый правый список называется Default Groove-Clip Pitch, о том, что это такое и для чего, мы с вами поговорим в главе «Ритмизованные клипы».

Время абсолютное и музыкальное

На панели Position (см. рис. 4.7) два черных окошка, показывающих текущее положение курсора. Зачем два?
Затем, что Sonar измеряет время двумя способами:

Рис. 4.7. Панель Position

  • левое окошко показывает музыкальное время: сколько прошло полных тактов, сколько ударов (четвертушек или восьмушек) и тиков (минимальных единиц темпа) - такты:доли такта:тики,
  • а правое показывает абсолютное время в формате часы:минуты:секунды:кадры. (Кадрами (frame) называются в Сонаре минимальные единицы длительности звука - те самые, которые в Sound Forge назывались сэмплами.)

В проектах, состоящих только из MIDI-дорожек или же в комбинированных (MIDI + аудио), нам важнее будет музыкальное время, а при работе со звуковыми проектами без MIDI, где никаких осмысленных тактов может просто не быть, мы будем пользоваться абсолютным временем'.
На самом деле, окошки эти - не просто индикаторы. В любое из них можно встать мышкой и ввести другое время для курсора. Нажмете Enter н тут же перескочите в эту точку.
Для перемещения предназначен и движок, который позволяет быстро переходить на любой участок композиции.
А кнопочки Go To From и Go To Thru помогут бысфо поставить курсор в па-чало и конец выделенной области.

Масштаб и единицы измерения

Для изменения масштаба по вертикали и горизонтали в программе имеется дие пары кнопочек в виде лупы (см. рис. 4.8). Щелчок но лупе с плюсиком укрупняет изображение, щелчок по лупе с мииусиком - делает мельче.

Щелчок по лупе с клавишей Shift вызовет переход к максимальному или минимальному масштабу.

Рис. 4.8. Изменяем масштаб по оси времени

Над вертикальными лупами есть еще одна лупа (пустая), которая позволит растянуть рамочку для задания масштаба сразу по вертикали и горизонтали.
Еще один способ масштабирования дает толстенькая линия, расположенная между лупами. Взявшись за нее мышкой, вы сможете плавно растягивать изображение - для этого выскакивает специальный движок (см. рис. 4.8), который сам же и пропадет, как только вы отпустите кнопку.
При изменении вертикального масштаба и движок выскочит вертикальный.
Впрочем, даже чисто знуконые проекты можно органнзоиать так, что у них будет четкая тактовая структура.

В Сонаре есть уникальная команда для отмены масштабирования, причем многошаговая. Нажимая клавишу U, вы можете последовательно пройти назад до 15 шагов с разными масштабами по горизонтали и вертикали. Обратный отсчет - по комбинации Shift-U.

Удобно менять масштаб с клавиатуры: Ctrl-стрелки вправо и влево меняют горизонтальный масштаб, Ctrl-стрелки вверх и вниз - вертикальный.
Те же стрелки, но без «коитрола» тоже оказываются небесполезны. Стрелки вниз и вверх переносят пас на следующую или предыдущую строку в таблице дорожек, стрелки вправо и влево перемещают по столбцам этой таблицы.
Интересно ведет себя программа, когда мы доходим до края таблицы стрелками влево или вправо. Еще одно нажатие стрелки, конечно же, переносит нас на следующую строку таблицы, но при этом еще и раскрывает (разворачивает) эту строку, как будто мы нажали эту кнопку
Шифт-стрелки позволяют перебирать закладочки внизу левой панели -переходить со страницы АИ на страницу Mix, Fx, I/O и снова на АИ.
Единицы измерения, которые отложены на линейках окна Track, можно поменять. В контекстном меню горизонтальной линейки вы найдете подменю Time Ruler Format (формат времени па линейке), а в нем три строки: М:В:Т (в тактах), H:M:S:F (по времени) и Samples (в сэмплах).
На вертикальной оси вместо принятых по умолчанию децибелов можно попросить линейку показывать громкость в процентах.

Как спрятать лишние дорожки

По мере работы над композицией число дорожек растет. В какой-то момент работать с разросшейся композицией становится неудобно. На этот предмет в Сонаре предусмотрена возможность временно прятать ненужные в настоящий момент дорожки.
Щелкнув по номеру дорожки правой кнопкой мыши, вы получите контекстное меню, в котором будет и команда Hide Track (спрятать дорожку).
Щелкните по стрелочке возле кнопки-лупы Zoom Tool (см. рис. 4.9) и увидите еще несколько полезных вариантов: оставить видимыми только выделенные дорожки, а все остальные спрятать (Show Selected Tracks) и, наоборот, спрятать выделенные дорожки (Hide Selected Tracks).
Команда Show All Tracks (А) вернет на undo vew Change и экран все спрятанные дорожки.

Рис. 4.9. Меню кнопки Zoom Тооl

Клавиша М и команда Track Manager выводят на экран диспетчер дорожек - полный
перечень треков, около каждого из которых стоит квадратик: есть галочка в квадратике, виден трек, убрали - пропал. Это поможет вам не забыть о временно спрятанных дорожках.
Там же будет еще несколько кнопок для выделения дорожек. Например, кнопка Toggle Audio выделяет все звуковые дорожки, a Toggle MIDI - дорожки с MIDI-партиями. Повторный щелчок снимает выделение.
Обратите, кстати, внимание и на другие полезные команды из меню лупы Zoom. Например, на команду Fit Track to Window, которая меняет масштаб дорожек по вертикали так, чтобы они заняли всю высоту окна (удобнее для этого пользоваться клавишей F). Или на команду Fit Project to Window (Shift-F), которая делает то же самое, но вдобавок еще и меняет масштаб по горизонтали, чтобы все треки целиком поместились в окне.


Содержание раздела