Справочник по компьютерной графике и звуку

         

нельзя однозначно называть барабанным

На самом деле DR- 008 нельзя однозначно называть барабанным сэмплером. Потому что с таким же успехом его можно назвать, барабанным синтезатором. Программисты английской фирмы Expansion, создатели этой программы, решили объединить в одной программе оба этих устройства, предоставив нам широчайшие возможности по созданию собственных ударных установок.



Рис. 4.108. Барабанный сэмплер DR-008, страница Overview

DR-008 позволяет составить набор из 96 различных инструментов, полученных как из wav-файлов, так и синтезированных непосредственно в программе. В комплект входит восемь сэмплированных наборов ударных (правда, ни в одном наборе не заняты сразу все 96 позиций), а также десяток специализированных синтезаторов для создания и изменения тембров основных ударных инструментов - больших и малых барабанов, тарелок и хэтов.
На рисунке 4.108 вы видите окно DR-008, куда загружено некоторое количество сэмплов. Как видим, в нашем распоряжении полных восемь октав (в каждой строке - 12 нот, а самих строк - 8 штук). В каждой ячейке таблицы написано, какой тут находится файл, а в левом углу каждой ячейки сказано, какая это нота (по системе «буква + октава»).
Вместо нот вы сможете поставить сюда просто порядковые номера (кнопка Config, галочка в строке Show pads as numbers), если вам так покажется удобнее'. Потом в MIDI-редакторе Piano Roll щелкните правой кнопкой мыши по клавиатуре и выберите в окошке Note Names (см. рис. 4.51 на стр. 414) строку 0...127, чтобы и в редакторе видеть вместо клавиатуры порядковые номера нот.
В каждой ячейке есть также кнопки S (соло), М (заглушить) и Е (edit -редактировать параметры звука). Кроме того, выше кнопочек расположены два движка, которые, если на них посмотреть невооруженным взглядом, выглядят как один. Но только до тех пор, пока вы не начнете их двигать: взявшись мышкой за двойную линию в центре этого движка, вы смещаете панораму - двигаете звук в левую или правую колонку, а взявшись за любое другое место этого движка (хоть за белую часть, хоть за черную), меняете громкость.
Нажмите Shift-Ctrl, и сэмплер покажет вам, какая выбрана громкость и панорама в каждой из ячеек.
В самом низу окна вы видите ряд кнопок с буквами m и цифрами. Легко догадаться, что m - это mute, труднее догадаться, зачем все это тут стоит.
Кнопки m позволят одним щелчком заглушать и снова включать группу ячеек. Просто щелкните правой кнопкой мыши по одной из m - появится ме-нюшка с полным списком нот - и расставьте галочки возле тех из них, которыми хотите управлять с этой кнопки.
Кнопка S - это даже не кнопка, а индикатор, который напомнит вам о том, что в какой-то ячейке вы забыли отключить кнопочку Solo, потому-то сэмплер и не играет.
Ну а кнопки-цифры на данной странице сэмплера вообще ни к чему. Но окно программы на самом деле четырехстраничное: переход между страницами происходит по нажатию кнопочек Overview, Details, Mix и Edit, расположенных вверху слева.
Так вот, на страницах Mix (микшер) и Edit (редактирование параметров звука) вместо ячейки у нас будет на каждый звук по колоночке с движками и кнопками, так что на экране поместится всего одна октава. Для быстрого перехода к другим октавам мы и будем нажимать кнопочки с циферками в нижней части окна.

Загрузка звуков в сэмплер

DR-008, поставленный в рэк, изначально пуст, ни в одной ячейке нет ни единого звука. Надо их наполнить каким-то содержанием. Как?
Можно загружать сэмплы в ячейки по одному, а можно брать готовые наборы (банки) ударных.
Чтобы загрузить ячейку, дважды щелкните по ней и отыщите на диске своего компьютера или на компакт-диске с сэмплами нужный wav-файл. Имя его появится в ячейке, а соответствующая нота на MIDI-клаве и на управляющей MIDI-дорожке наконец-то зазвучит. Так можно заполнить все нужные ячейки.

Если вы хотите иметь возможность вставлять звуки не наобум - глядя только на название файла, - а все же на слух, можете в окне проекта зациклить фрагмент, в котором используется данная нота. Тогда, ставя курсор на тот или иной файл, вы будете слышать, как он звучит.

Другой способ загрузки файлов в сэмплер состоит в использовании некоего подобия виндоузовского проводника (кнопка Browser), из которого можно таскать файлы просто мышкой.
Может быть, правильно было бы расставлять ударные инструменты на те же ноты, на каких они стоят в стандартном наборе General MIDI Drums. Во-первых, так будет легче добиться совместимости между разными барабанными банками, которые вы себе сделаете: при смене банка не придется, матерясь, переделывать партию, чтобы вместо бочки не брякала какая-нибудь тарелка.
Ну и, во-вторых, при стандартном расположении инструментов вы, в случае чего, сможете быстро перейти от сэмплированных барабанов к стандартным мидийным. Например, вам надо сохранить композицию в MIDI-формате (в файле с расширением mid). Чтобы ваши замечательные барабанные партии хоть как-то звучали, пусть и с пластиковыми звуками из комплекта General MIDI Drums, вы просто зададите для этой дорожки 10-й MIDI-канал.
Впрочем, это вовсе не обязательно, а иногда и просто невозможно: синтетические ударные могут иметь массу разновидностей, которым в General MIDI Drums просто нет аналогов.
Двойной щелчок по ячейке всегда будет открывать ту же папку, из которой вы брали wav-файл в прошлый раз. Если дважды щелкнуть по ячейке, держа нажатой клавишу Shift, вы независимо ни от чего попадете в папку Sam-
pies, где имеется десятка три wav-файлов с образцами инструментов, заготовленными для нас фирмой-производителем сэмплера1.
Чем качественнее и длиннее звук, тем тяжелее файл, в котором он записан. Например, самый большой сэмпл из сонаровского комплекта - Rain Stick.wav (запись инструмента Rain Stick - бамбуковой трубы, в которой пересыпаются какие-то камушки, изображая льющуюся воду), имеет длительность 14 секунд и размер 2,5 МБ, а самый маленький - Closed Hi Hat.wav (закрытый хэт) - 0,2 секунды и 33,5 КБ.

Чтобы поменять весь набор барабанов, нажмите кнопку Load и выберите в появившемся меню команду Load Settings. Потом выберите один из восьми наборов (банков) - файлов с расширением dr8, имеющихся в комплекте программы, и получите в сэмплере полностью сформированную ударную установку определенного типа.
Каждый новый банк, загруженный командой Load Settings, полностью заменяет собой предыдущий. Однако есть возможность подгрузить звуки из нового банка только на пустые места. В той же мешошке, которая выскакивает на кнопке Load, есть вторая команда - Merge Settings, которая именно это и делает.
Любой нестандартный банк звуков - созданный с нуля с помощью wav-файлов или соединенный из нескольких готовых банков, вы можете сохранить на диск кнопкой Save.
Надо будет выбрать один из трех вариантов сохранения:

  • команда Save settings only позволит записать в файл все настройки банка, не записывая в него самих звуков. Банки выходят очень маленькие (меньше 100 КБ), но в таком виде их нельзя записать на компакт-диск и подарить приятелю, нельзя выложить в интернет. А если вы невзначай сотрете или переместите куда-нибудь звуковые файлы, которые используются в банке, сэмплер не сможет их загрузить. Он, конечно, попытается самостоятельно найти пропащие файлы, но ведь не факт, что найдет. Так что будьте внимательны с такими банками;
  • команда Save settings and clone samples делает то же, что предыдущая, но тут вдобавок создаются копии wav-файлов и помещаются во вложенной папке рядом с самим drS-файлом. При такой организации работы гораздо легче уследить за звуками того или иного банка. Но количество копий сэмплов растет, что тоже не всегда хорошо;
  • команда Save bank with samples создает банки самого большого размера, потому что все используемые сэмплы запаковываются внутрь файла. Такими банками можно пользоваться и при обычной работе, хоть они и великоваты, а для переноски на другой компьютер, для передачи другим людям или для архивного хранения они будут просто незаменимы.
Чтобы очистить ячейку, выберите команду Clear в ее контекстном меню.
Звуки по табличке можно перетаскивать мышкой и копировать, перетаскивая с «контролем». В контекстном меню всех заполненных ячеек вы найдете также команды копирования, вырезания, вставки.
Есть еще один способ вставить звук в ячейку. Дважды щелкнув по ячейке при нажатой клавише Ctrl, мы попадем в папку PRESETS1, где и можно будет выбрать какой-то звук. В этом случае вместо названия файла в ячейке пишется название инструмента.
Файлики в папке PRESETS имеют расширение drs, они очень маленькие -порядка 100-200 байт, так что внутри них никаких звуков нет и быть не может. Откуда же они берут звуки? И что это вообще такое?
Как легко понять из названия папки, тут находятся некие пресеты - наборы настроек. Настроек чего?
Пресеты - это наборы настроек для сэмплерных и синтезаторных модулей - основных рабочих инструментов программы DR-008.
В контекстном меню ячейки есть команда Save, которая позволит сохранить настройки данной ячейки в виде пресета. В пресете запоминается название сэмпла, который был и этой ячейки использован (а если их более одного, то запоминаются все - со всеми их параметрами). Если же это синтезаторный модуль, запоминаются параметры синтезатора. Но об этом - в следующей главе.

Модули

Когда мы щелкаем правой кнопкой мыши по пустой ячейке, выскакивает некое контекстное меню (см. рис. 4.109), причем совсем не такое, как у ячейки,
куда уже загружен какой-то сэмпл. В этом меню нет команд копирования, вырезания или очистки, зато имеется два десятка строк, некоторые из которых загрузят в ячейку какой-то звук, а другие, самые непонятные, никакого звука не загрузят. Но что-то в ячейке все же появится. Что?
Появится модуль - некая подпрограмма, которая и осуществляет на самом деле всю работу со звуком. А красивая таблица, которую мы имели счастье наблюдать на рисунке 4.108, - это просто удобная оболочка для работы с модулями.
Стоит нажать клавишу Alt, и вместо имен файлов или названий инструментов в каждой ячейке можно будет прочесть имена модулей, отвечающих за создание того или иного звука.
В DR-008 используются модули трех типов: сэмплерные, синтезаторные и операционные (модули Drum Deploy).
Синтезаторных модулей в контекстном меню больше всего. Каждый из них изображает некоторый инструмент, поэтому их легко узнать по названиям: HiHat, 808 Hat, 809 Kick, Snare Drum и так далее. Именно эти модули, будучи вставленными в ячейку, сразу начинают звучать. Впрочем, у них есть свои настройки, иной раз штук по сто, как у модуля DrumSynthOOS.



Рис. 4.109. Модули сэмплера DR-008

Сэмплерных модулей четыре: простой (Easy Sampler), сложный (Ultra Sampler), четырехслойный (Quad Sampler) и многослойный (Velo Sampler).
Операционных модулей (Drum Deploy) в текущей версии пять штук, названия их начинаются с DD. Эти модули не создают звук из сэмплов или по математическим алгоритмам, а выполняют некоторые операции со звуками, которые созданы другими модулями. Например, можно взять звуки с четырех разных клавиш и попросить их играться одновременно (или со сдвигом), когда мы нажмем какую-то пятую клавишу.

Сэмплерные модули

Когда мы вставляем в ячейку звуковой файл, программа, не спрашивая нас, использует модуль Easy Sampler (простой сэмплер). Нажмите в ячейке кнопочку Е, и вам будет показано окошко настроек - такое, как на рисунке 4.110.
В верхнем левом углу нарисована кнопочка для загрузки wav-файла в модуль, рядом пишется имя загруженного файла. В верхнем правом углу расположена кнопка с крестиком для удаления файла'. Впрочем, просто взяв с диска другой файл, мы одновременно удалим тот, что стоял раньше - Easy Sampler в принципе работает только как однослойный.
Ниже находятся движки, которыми можно настроить некоторые параметры звука. Тоже весьма распространенный прием.

  • Движок Pi (pitch) меняет высоту звука в диапазоне плюс-минус октава.
  • Движок VPi (velocity to pitch) позволяет изменять тон при изменении громкости звука: чем громче звук, тем выше тон. В современной танцевальной музыке вы наверняка слышали инструменты с подобным управлением.
  • В составе простого сэмплера есть фильтр, обрезающий высокие частоты. Движок Fc (filter cutoff) меняет его граничную частоту: влево - низкие частоты, вправо - высокие.
  • Движок VFc (velocity to filter cutoff) делает более громкие ноты как бы ярче, чем тихие за счет применения фильтра.
  • Движок ADc (amplitude decay) укорачивает звук, позволяет закончить его раньше, чем кончается загруженный сэмпл. Никаких дырок в звучании от этого не будет.
  • Движок PDc (pitch decay) как бы покачивает сигнал, волнообразно меняя его частоту.


Рис. 4.110. Простой сэмплер

На самом деле, мы вовсе не обязаны всякий вставляемый звук обрабатывать именно этим простым модулем. Нажмем кнопку Config на панели сэмплера и выберем любой другой модуль в строке Use when loading from Open (использовать при загрузке командой Open - то есть по двойному щелчку) или Use when loading from Browser (использовать при загрузке из браузера).
Второй сэмплерный модуль называется Ultra Sampler. Он тоже работает лишь с одним слоем, но настроек в нем заметно больше (см. рис. 4.111). Некоторая часть настроек совпадает с настройками Easy Sampler, зато все остальные позволят нам поиздеваться над звуком некоторыми дополнительными способами.
Щелчок по стеклышку в левом верхнем углу позволит загрузить в модуль wav-файл, над которым и пойдут все эксперименты.
Верхняя правая секция позволяет воспроизвести звук задом наперед (кнопочка Rev) и сдвинуть точку начала сэмпла (Start).
Кнопка Loop и соседние регуляторы позволят создавать из загруженного файла петлю, даже если он для этого не был предварительно подготовлен. Рукоятки Start и End смещают точки начала и конца петли (контроль на пересечение нуля обеспечивается автоматически), а регулятор Reps задает число повторов - будет ли петля играться бесконечное количество раз или фиксированное.
Секция Pitch EG управляет высотой звука. Base задает границы изменения тона (до двух октав вверх и вниз), Vei устанавливает зависимость высоты звука от громкости (в отличие от простого сэмплера, тут возможно не только повышение тона с ростом громкости, но и понижение).
Кроме того, можно настроить огибающую: ручка Slope задает наклон огибающей в начальной точке, а ручка Sweep управляет дальнейшим изменением наклона (пойдет ли линия круче вверх, плоско или вниз).



Рис. 4.111. Ultra Sampler

Внизу расположены пять вертикальных секций управления формой сигнала, напоминающие нам о настройках аналогового синтезатора. И это сходство не случайно: способы обработки весьма похожи. Например, секции VCA1 и VCA2 - это усилители-формирователи, позволяющие задавать атаку (Atk), первое затухание (Dcy), отпускание (Rel) и громкость (Gain и Vel>).
Секции VCF1 и VCF2 - это пара частотных и резонансных фильтров, выполненных в стиле знаменитого в прошлом аналогового синтезатора Moog. Резонансная частота задается ручкой Res, частота обычного фильтра - ручкой Cutoff. Частотный фильтр можно переключать с пропускания высоких частот на пропускание низких (цветная кнопочка рядом с кнопочкой On). Другие характеристики фильтра задаются движками Sweep (высота огибающей) и Decay (скорость снижения огибающей).
Ultra Sampler не имеет полосовых фильтров, но благодаря тому, что в нашем распоряжении две секции с фильтрами, мы сможем что-то такое сконструировать: первая секция будет работать в режиме пропуска высоких частот, вторая - в режиме пропуска низких, вот и выйдет полосовой фильтр.
Секция Drive расположена между двумя секциями фильтров. Это, собственно говоря, дисторшн, который управляется ручками Drive (форма) и Sweep (величина искажений во времени: вправо от центра искажения растут, влево -ослабевают).



Рис. 4.112. Счетверенный сэмплер

Название третьего модуля - Quad Sampler - переводится как «счетверенный сэмплер». И это неспроста: фактически это четыре модуля Easy Sampler, работающих одновременно - четыре звука на одной ноте (см. рис. 4.112). Причем каждый из звуков используется в своем диапазоне громкости.
С помощью этого прибора мы сможем легко создавать многослойные сэмплы, составленные из четырех простых. Те кривые, которые вы видите на диаграммке в верхней части квадросэмплера, позволяют нам вмешаться в назначение границ для каждого из сэмплов. По горизонтальной оси отложена громкость MIDI-ноты, а по вертикальной - громкость воспроизведения данного сэмпла. Просто потаскайте мышкой узелки кривых и послушайте, как это звучит.
Хотя, может быть, в эту часть настроек стоило бы соваться в последнюю очередь.
Модуль Velo Sampler (Velocity Sampler) позволяет залить в одну ноту до 128 сэмплов (см. рис. 4.113) для создания неких суперреалистически звучащих инструментов.
Щелчок по кнопке с плюсиком загружает еще один звук, а щелчок по кнопке с молоточком и гаечным ключом (третий слева) - вызывает окошко для смены параметров выделенного звука: можно будет ввести минимальную громкость ноты (Vel. min) или максимальную (Vel. max), при которых пускается в ход именно этот сэмпл.



Рис. 4.113. Модуль Velo Sampler

Еще одна суперреалистическая примочка модуля Velo Sampler состоит в том, что в тот момент, когда начинается воспроизведение следующего звука, предыдущий не прерывается. Правда, это требует немалых ресурсов компьютера, так что предусмотрена кнопочка Mono, которая этот режим отключает.
Все это очень здорово. Остается сообразить, где бы взять 128 сэмплов одного и того же барабана...

Синтезаторные модули

Синтезаторные ударные используются чаще всего в техномузыке и прочих танцевальных стилях. Модуль такого типа - это, по существу, отдельный специализированный синтезатор, предназначенный для получения звуков определенного класса - для имитации бубна (модуль Tambourine), хэта (модули 808 Hat, HiHat), большого барабана (809 Kick, TheEights Bass, Stompin Kik), малого (809 Snare, SnareDrum) и прочих барабанов и барабанчиков (НХ Bass, HX Drum, DrumSynthOOS) и даже для изображения поскрипывания виниловой пластинки (модуль Vinyl).
Впрочем, деление барабанов на большие и маленькие условно. Все же мы имеем дело с синтезаторами: стоит покрутить какую-нибудь рукоятку, и бас-барабан запищит как самая маленькая бонга.
Модули этого типа выглядят по-разному, двух одинаковых нет. Например, на рисунке 4.114 вы видите модуль 808 Hat. Он сделан на основе драм-машины TR-808 фирмы Roland, прославившейся в 80-х годах прошлого века, из нее и взята математиче-
ская модель звука верхней тарелки хэта (hi hat).
Модуль содержит несколько генераторов импульсов, создающих общий металлический звук, полосовой фильтр и генератор огибающей. Регулируя параметр Decay, то есть удлиняя звук, можно из закрытого хэта сделать открытый.



Рис. 4.114. Синтезаторный модуль 808 Hat



Рис. 4.115. Модуль DrumSynthOOS

808 Hat - один из самых простых синтезаторных модулей. А самый сложный вы видите на рисунке 4.115. С помощью модуля DrumSynthOOS можно изготовить самые разнообразные ударные инструменты, очень прилично звучащие. Причем простое вращение одной ручки превращает большой барабан маленький, другая ручка добавляет в чистый звук характерный дребезг - и все такое прочее. Покрутите ручки, послушайте, что выходит.
Такой же совет могу дать вам и по всем остальным синтезаторным модулям. Понимаю, что совет мой некоторых из вас не удовлетворит. Тогда дам еще один: почитайте справку. Правда, это проще сказать, чем сделать: кнопки Help B программе нет, сколько ни ищи. Да и самого хелпа нету и в помине!
И тем не менее совсем без мудрого руководства нас не оставили! Зайдите в папку Program Files\Cakewalk\Shared Dxi\Fxpansion\DR-008 и отыщите там файл DR-008_Manual.pdf. В нем и находится мудрое руководство пользователя (User Manual), которое всем хорошо, но, во-первых, на английском языке, а во-вторых, в формате PDF: чтобы прочитать хоть что-нибудь, требуется установить себе программу Acrobat Reader. Программа бесплатная, взять ее можно например, с сайта фирмы Adobe. Но и весит софтинка немало - почти 9 МБ!
В случае острой необходимости файлы формата PDF можно грузить и в Photoshop, хоть это и неудобно: документ многостраничный, а загружать страницы можно только по одной штучке, всякий раз отдельно указывая номер интересующей вас страницы.
Я тоже немного приложил руку к прояснению ситуации. В приложении (таблица 5) вы найдете список всех ручек модуля DrumSynthOOS и некоторую (в меру моих сил) расшифровку. В инструкции пользователя есть также впечатляющая блок-схема всяких фильтров, триггеров, генераторов и прочих орудий этого содержательного модуля.

Операционные модули

Модули из этой группы сами звуков извлекать не могут - это не синтезаторы и не сэмплеры. Они позволяют создавать различные комбинации и фигуры из звуков, которые созданы в других ячейках таблицы.
Например, модуль DD Layer, показанный на рисунке 4.116, позволяет создать комбинированный звук. Щелкая по кнопочкам в верхней строке, вы сможете выбрать до четырех нот, которые будут стукать одновременно (понятно, что на эти ноты должны быть назначены какие-то звуки, иначе ничего не заиграет!), а кнопочками из нижней строки (Vol%) зададите громкости этих нот.
В результате при появлении в партии той нотки, куда вы поставили этот DD-модуль, вы услышите своего рода барабанный аккорд - все четыре выбранных звука, со всеми их настройками, включая панораму. Только громкости будут изменены в соответствии со значениями параметров Vol%.



Рис. 4. 116. Модуль DD Layer

Модуль DD AutoFlam (см. рис. 4.117) делает то же, что предыдущий, но звуки бухают не одyовременно, а с некоторой задержкой. Временной сдвиг между нотами вводится во второй строке (Dly ms), то есть «Delay, ms» - задержка в миллисекундах.
В модуле DD Alternator все обстоит еще проще. Тут всего один ряд кнопок, у которого, вследствие этого, даже названия нет. Вводите четыре ноты и закрываете окошко. Теперь при каждом появлении данной ноты будет играть один из введенных звуков -строго по очереди.



Рис 4.117. Модуль DD AutoFlam

Модуль DD AutoRoll играет своего рода дробь из двух нот. Точнее, даже не просто дробь, а нарастающую вначале и затихающую ближе к концу. Кнопками Pad А и Pad В вводите номера нот (см. рис. 4.118), в окошке Rate задаете паузу между ударами (в мс), а в окошках Ramp Up, Hold и Ramp Down задаете длину стадии нарастания, ровной громкости и затихания.



Рис 4.118. Модуль DD Autoroll

Логическим завершением этой группы модулей является редактор ритмических рисунков DD Sequencer (см. рис. 4.119). Тут можно использовать до 8 инструментов и для каждого задать до 16 ударов, которые займут в композиции один полный такт. Темп в этом ритмическом рисунке автоматически подcтраивается под темп композиции, так что вполне можно считать этот модуль простенькой драм- машинкой. И судя по всему, авторы программы в дальнейшем намерены сделать эту драм-машину уже не простенькой, а вполне серьезненькой. Но до этого дня еще надо дожить.



Рис. 4.119. Модуль DD Sequencer

Слева выбираете инструменты (ноты). Потом щелкаете по сетке в том месте, где должен быть удар. Появляется черный квадратик - есть удар! Чтобы квадратик удалить, щелкаете по нему еще раз. А чтобы сделать его потише или погромче, щелкаете по нему мышкой и тащите вниз или вверх. Когда квадратик становится тише, он превращается из черного в серенький, когда становится громче - все происходит наоборот.
Никакой кнопки прослушивания в этом секвенсоре нет, но можно нажимать соответствующую клавишу на MIDI-клавиатуре или щелкать в MIDI-редакторе по ноте, тогда программка и сыграет вам все, что вы тут понапридумали. В таком виде можно все это и оставить - просто закрыв окошко этого мини-секвенсора.
А если, к тому же, нажать кнопку Loop, то рисунок зацикливается. Зацикленный ритм будет шпарить без остановки до самого конца композиции или пока вы не нажмете на Stop.
Кажется, ну что можно сделать с одним ритмическим рисунком размером в один такт? Но стоит вспомнить, что секвенсорных модулей можно вставить довольно много. Восемь октав за вычетом ранее загруженных инструментов. Так что тут вполне можно порезвиться.
Но при наличии таких удобных средств для создания барабанных партий, о которых говорилось в главе «Создание партий ударных инструментов», использовать эту примитивную машинку вряд ли имеет уж очень большой смысл. Мы можем создавать партии с помощью паттернов или сонаровской драм-машины, а звуки брать из DR-008.
Из программных синтезаторов могу вам порекомендовать также ReBirth, имитирующий работу роландовских аналоговых синтезаторов; мощный софт-синтезатор Reactor, позволяющий составлять из генераторных и обработочных модулей самые причудливые цепочки формирования звука; а также синтезаторы фирмы Native Instrument: NI B4, имитирующий всем известный орган Hammond, и NI FM7 - имитатор другого знаменитого инструмента - синтезатора Yamaha DX7, позволяющий, к тому же, загружать ямаховские библиотеки звуков.
Как я уже говорил, программы эти не столько сложные, сколько непривычно устроенные. Но, думаю, некоторую прививку на этот счет вы уже получили, так что сумеете без страшных мучений и терзаний самостоятельно с ними разобраться.
  
Содержание раздела