Сэмплер Cyclone
В отличие от синтезаторов, которые создают тембры по каким-то математическим
алгоритмам, сэмплеры используют для создания звука заранее записанные
образцы - звуковые файлы (сэмплы1). Например, у вас есть файл с записью
удара по бочке (бас-барабану). Вы его загружаете в сэмплер, который назначает
этот сэмпл на определенную MIDI-ноту. В результате чего при появлении
этой ноты в партии (или по нажатию соответствующей клавиши на MIDI-клаве)
файлик воспроизводится - и раздается совершенно настоящий удар по бочке.
Или вы назначаете на ноту сэмпл фортепьяно. Тогда при появлении этой ноты
звучит оригинальный звук, а при ударе по соседним клавишам сэмплер, соответственно,
меняет его частоту.
Потому-то сэмплеры несравненно лучше подходят для имитации звучания настоящих
инструментов, чем синтезаторы. Я бы советовал у программных синтезаторов
брать всякие необычные, не существующие в природе звуки, а в сэмплерах
брать обычные, коли уж нет возможности записать музыку живьем.
Сэмплер Cyclone (рис. 4.105) представляет собой что-то вроде 16-доро-жечного
секвенсора, куда можно загрузить до 16 звуковых файлов. Но если в нормальном
секвенсоре мы, расставив звуки по дорожкам, просто запускаем воспроизведение
и наслаждаемся музыкой, то сэмплер сделан не для этого. Он назначает каждую
свою дорожку на ту или иную MIDI-клавишу, «начиняя» ее этим звуком.
Чаще сэмпл назначается не на одну клавишу (например, «до» 4 октавы), а
на группу клавиш (начиная с «соль» 3 и кончая «фа» 5 октавы), нажатие
кокоторых вызовет проигрывание сэмпла с повышением или понижением тона
(транспонированием).
Рис. 4.105. Сэмплер Cyclone
Надо только помнить, что Cyclone предназначен для работы с ритмизованными
клипами. Обычные wav-файлы тоже можно в нем использовать, но тогда не
стоит их транспонировать, потому что программа не сможет сохранить их
длительность. Кроме того, при изменении тональности в нотах высота звука
будет меняться тоже только у ритмизованных клипов.
Имена загруженных файлов программа показывает слева вверху в секции Loop
Bin (расширение wav подразумевается).
В сэмплер не разрешается вставлять сэмплы низкого качества с глубиной
звука 8 бит, а также сэмплы длительностью более 30 секунд. Зато разрешается
вставлять грув-клипы (до 64 ударов длиной), с которыми Cyclone умеет управляться.
Теперь сэмплы надо расставить под дорожкам: взять мышкой и тащить либо
вниз - на саму дорожку, либо вверх, в ячейку таблички. Результат будет
одинаковый: на соответствующей дорожке появится изображение клипа.
На нашем рисунке на первые четыре дорожки поставлены ритмизованные клипы,
а на пятой - обычный не размеченный wav-файл.
Можно, кстати, щелкнуть по такому же черному значку непосредственно в
ячейке дорожки. Тогда сэмпл загрузится в сэмплер, а заодно и вставится
на дорожку.
Убрать звук из ячейки вы можете через контекстное меню (команда Clear
Pad), а вообще убрать его из сэмплера - выделив его имя в секции Loop
Bin и нажав там же кнопочку с мусорным бачком (если вы нажмете такую же
кнопку строкой выше, то очистите сразу все ячейки и выгрузите все файлы).
Для того чтобы прослушать, как звучит дорожка, достаточно щелкнуть мышкой
по ячейке и подержать.
покажется вам в своем первозданном виде.
не слушается и продолжает что-то истошно барабанить, нажмите на основной
панельке Циклона кнопку Stop в виде черного квадрата, и тогда он точно
прекратит.
Пара ручек в каждой ячейке позволит поменять громкость и панораму, а кнопочки
М и S сделают известно что.
Рис. 4.106. Pad Inspector
Выбрав мышкой дорожку или ячейку, мы получаем возможность настроить
в секции Pad Inspector самые важные параметры инструмента (см. рис. 4.106).
Я уже упоминал о том, что при вставке в Synth Rack сэмплера Cyclone создается
одна MIDI-дорожка и 16 аудио. Cyclone позволит пустить любой из своих
треков через любую из этих 16 аудиодорожек. Тогда на любую дорожку можно
будет поставить свои собственные обработки.
Короче говоря, в списке Output инспектора надо выбрать номер канала и
такой же точно канал задать в списке In на странице I/O нужной вам дорожки.
По умолчанию все треки в сэмплере и все аудиотреки в Сонаре поставлены на общий выход - выбрана строка Mix Out.
В списке MIDI In выбираете миди-канал. По умолчанию все дорожки сидят
на одном канале (строка Omni), а значит, и управляться будут одной ми-ди-дорожкой.
Получится у нас сложный звук, составленный из всех сэмплов сразу.
Можно, впрочем, развести их по разным дорожкам: выбрать для каждой дорожки
(или группы дорожек) свой MIDI-канал, а потом создать нужное количество
управляющих MIDI-дорожек, каждая из которых и будет играть этими звуками.
Строка Root (корень) задает базовую ноту (тональность). Если вы загружаете
в сэмплер ритмизованный клип, то тональность клипа считывается из его
настроек.
Следующая пара настроек Vel Low (минимальная громкость) и Vel High (максимальная
громкость) позволит нам соорудить многослойный инструмент, когда, скажем,
от нуля и до 60 играет один сэмпл, от 60 до 100 второй, а от 100 до 127
- третий.
Зачем это вообще надо? А затем, что сильный удар, скажем, по фортепьянной
клавише отличается от тихого не только уровнем громкости, но и самим звуком,
тембром. Записав тихий удар и просто подняв его громкость, вы не получите
настоящего громкого удара - такого, от которого в фортепьяно все загудело
и завибрировало.
А сравните скорость, с которой вы, к примеру, дергаете гитарную струну,
желая сыграть тихонечко, с той, которая бывает, когда вы лупите по струнам,
что называется, со всей дури! Понятно, что время атаки у сигналов может
оказаться весьма различным.
Конечно, у некоторых инструментов разница в тембрах между тихим звуком
и громким невелика, но у других очень заметна. Скажем, некоторые духовые
на фортиссимо ревут как реактивный самолет на форсаже, тогда как тихие
ноты могут быть чистыми и прозрачными. А гитара!.. А скрипка!.. А фортепьяно!..
Даже барабан тихие ноты играет совсем не так, как громкие!.. Закупив хороших
дисков с сэмплами в виде wav-файлов, вы сможете найти на них образцы и
для тихих звуков, и для средних, и для громких, и для каких-нибудь промежуточных.
В соответствии с этим для одной и той же ноты вы возьмете несколько сэмплов,
а сэмплеру объясните, с какой громкости по какую должен играть первый,
с какой по какую - второй и так далее...
В этом случае все слои надо будет направить на один MIDI-канал, чтобы
все сэмплы игрались одним инструментом.
Еще одна тонкость: звуки, взятые в разном регистре, тоже звучат по-разному!
Возьмите хотя бы гитару и убедитесь, что тонкие струны устроены совсем
не так как толстые, и тогда вы поймете, почему у них настолько разный
звук, что простым подъемом частоты шестой или третьей струны не получить
звучания первой. И наоборот.
А кроме того, как мы с вами помним еще по саундфорджевскому разделу, нельзя
слишком сильно поднимать и опускать тональность wav-файлов, если мы не
хотим совсем уж испортить звук.
Короче говоря, хорошо сделанный тембр должен быть не просто многослойным,
но должен состоять из образцов звуков в разных регистрах. На хороших дисках
со звуками такие варианты тоже встречаются.
Чтобы определить звуку место на клавиатуре, надо будет задать в Циклоне
три параметра. Параметр Key Unity задает, на какой ноте сэмпл игрался
в своей исходной тональности (базовая нота). Для взятия более низких нот
он будет понижаться, для взятия более высоких - повышаться. А параметры
Key Low и Key High задают нижнюю и верхнюю границу его действия - область
определения, как это называлось на школьных уроках математики.
Можно расставить эти границы мышкой: щелкнуть по закладочке с маленькой
клавиатуркой в левой части окна сэмплера и перейти на страницу с кла-виатуркой
побольше (см. рис. 4.107). Левый белый треугольник задает нижнюю границу
появления сэмпла, правый - верхнюю, а светлая клавиша (которую тоже можно
перетаскивать) - базовую ноту.
Рис. 4.107. Выставляем границы сэмпла
Если нота заканчивается, а сэмпл еще не доигрался до конца, он, естественно,
будет прерван, а это не всегда красиво звучит. Но стоит вам нажать кнопку
Latch (она станет ярко-зеленой), как сэмплер примется доигрывать сэмплы
до конца. Щелчок по кнопке с «шифтом» включает (и отключает) этот режим
на всех дорожках сразу.
Нажатая кнопочка Pitch Markers позволяет сэмплеру учитывать изменения
тональности в композиции и соответственно повышать или понижать ноты (это
касается только ритмизованных клипов). Если помните, новая тональность
должна быть в явном виде указана в маркере (вставляется в окне проекта
по F11).
В секции Slice Inspector есть регуляторы тона - Pitch (Semitones), громкости
- Gain (dB) и панорамы Pan, которые действуют на каждый фрагмент ритмизованного
клипа по отдельности - надо лишь выбрать его мышкой.
А кроме того, любой фрагмент можно перетащить на другой трек с тем, к
примеру, чтобы повесить одну обработку на начало сэмпла и другую - на
его завершающую часть. Выделив (с «шифтом») несколько фрагментов, вы сможете
настроить их одновременно.
При перетаскивании фрагментов можно пользоваться клавишей Ctrl, чтобы
вышло копирование. Список Snap в левом нижнем углу окна позволяет настроить
сетку, к которой притягиваются перетаскиваемые клипы и наконечник.
В конце каждой строки есть что-то вроде наконечника копья. Это и правда
наконечник - ограничитель длины дорожки. Сдвиньте его влево от нормального
положения, и звук прервется раньше, сэмпл не доиграется до конца. Сдвиньте
вправо - в конец звука добавится тишина. Кнопка Tails (хвосты) позволит
заполнить эту тишину «хвостами» звука - чем-то вроде затихающего эха.
Закончив все настройки, вы сможете сохранить созданный инструмент на диск,
щелкнув по кнопке с дискеткой. Ни одного готового набора в комплекте Циклона
нет, так что сэмплированием нам предоставят заниматься самостоятельно.
Впрочем, я бы сказал, что лучше заниматься сэмплированием под руководством
более умелых программ. Вроде тех, о которых пойдет речь в последнем разделе
этой книги.