Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Аналоговые синтезаторы предназначаются тем людям,

Аналоговые синтезаторы предназначаются тем людям, кому интересно экспериментировать со звуком, создавать из простых сигналов необыкновенные фантастические сочетания. Здесь можно влезть в самое «мясо» звука, повлиять на самые существенные и глубокие его характеристики. В таких программах имеет смысл создавать новые, необычайные звуки, а вот имитировать реальные инструменты не стоит и пробовать.
Синтезатор DreaniStation DX12, разработанный немецко-венгерской фирмой Audio Simulation, представляет собой аналоговый синтезатор с 16-голосной полифонией. Конечно, это не настоящий аналоговый синтезатор, а только цифровая имитация (эмуляция, как обычно говорят), но имитация довольно точная. Выглядит прибор внушительно (см. рис. 4.98), особое почтение вызывает невероятное количество кнопок и рукояток с совершенно невнятными подписями или вовсе без оных и, конечно, отсутствие какой-либо видимой невооруженным глазом справки.



Рис. 4.98. Аналоговый синтезатор DreamStation

Однако же справка имеется, только доставать ее надо достаточно нетривиальным способом (начинаются сюрпризы нестандартных интерфейсов) - щелкнув по синтезатору правой кнопкой мыши и выбрав там строку Help.
Когда вы вставляете в проект синтезатор DreamStation, создается только одна пара дорожек - дорожка MIDI и управляемая ею до'рожка звуковая. Если вставить еще один такой синтезатор, будет создана еще пара треков, и еще, и еще...
Для каждого из синтезаторов можно выбрать пресет прямо в окне Synth Rack, и тогда каждая пара треков запоет своим собственным голосом. Первый синт создаст выходной MIDI-порт с именем DreamStation DX12 1 Output. Второй -DreamStation DX12 2 Output и так далее.
А если вы вдруг запутаетесь, какая из ваших дорожек чем управляет, посмотрите, что у них у всех написано на странице I/O: в ячейке In звуковой дорожки должно стоять то же имя порта, которое у управляющей MIDI-дорожки находится в ячейке Out.

Генераторы

Вглядевшись в скупые надписи на панели синтезатора DreamStation, мы поймем, что у прибора три генератора (секции Oscillator I, Oscillator 2 и Oscillator 3), сигналы которых он и смешивает. Первый генератор - основной, работает всегда, два других можно отключать (включать) кнопочками Off (On), правда, третий не включится, если выключен второй.
Громкости дополнительных генераторов регулируются рукоятками Vol. Таким образом, мы задаем, в какой пропорции будут смешиваться Исходные волны.

Не пытайтесь мышкой крутить рукоятку, все равно ничего не получится. Взявшись за нее мышкой, надо потащить ее строго вверх или вниз, вот тогда рукоятка поедет по часовой или против часовой стрелки, а параметр, который вы регулируете, начнет увеличиваться или, наоборот, уменьшаться. То есть никакая это на самом деле не рукоятка, а самый обычный движок, только маленький. И круглый.

Наибольшее влияние на звук оказывает форма сигнала, который создается каждым из генераторов. Задается форма пятью кнопками под общим названием Waveform (форма волны). В нашем распоряжении будут (слева направо и сверху вниз): синусоидальный сигнал, треугольный, шумовой, пилообразный и прямоугольный. Каждый из mix дает свой характерный звук, который, как обычно, словами не описать - только послушать. Все остальное, тоже словами не описать, но я расскажу, чем ведает та или иная секция настроек. А как это звучит, рассказывать не стану.
У основного генератора можно поменять ширину прямоугольного импульса (рукояткой Pwidth) и глубину модуляции (рукояткой Pwm), тогда как у дополнительных эти параметры не регулируются.
Зато на втором генераторе есть рукоятка FM (частотная модуляция) и пара кнопок Sync и Ring, которых нет на первом и третьем. FM задает глубину частотной модуляции (второй генератор управляет частотой первого), отчего простой сигнал становится сложным, плавающим каким-то, - короче говоря, настоящим синтезаторным звуком. Кнопочки дают еще пару вариантов модуляции. А когда вы наложите на все это сигнал с третьего генератора!..
Кнопки Kbd-trk, которые есть на первом и втором генераторах, отключают генератор от клавиатуры. Тогда он перестанет обращать внимание на высоту звуков, которые записаны на MIDI-дорожке или играются с клавиатуры - будет только ритм отбивать на одной ноте.
Рукоятками Tune и Fine вы сможете менять частоту генераторов.

Генераторы ADSR

Сигнал, полученный с генераторов, даже в самом сложном их сочетании, имел бы неестественно резкое начало (передний фронт) и также резко бы обрывался, кабы не замечательная возможность формировать его форму с помощью так называемого генератора ADSR-огибающей. Такой генератор придает сигналу более сложную форму, близкую к той, которую звуки имеют в природе (см. рис. 4.99).



Рис. 4.99. Форма сигнала под воздействием ADSR-генератора

Буквой A (attack) обозначается передний фронт сигнала, D (decay) - первое затухание, S (sustain) - ровная часть, R - задний фронт (release -отпускание)1.
У нас будет даже не один такой генератор, а целых три - в секциях Amplifier, Filter и User Envelope. По ходу дела мы посмотрим, как они там работают и какими вопросами ведают.

Усилитель-формирователь

Секция Amplifier - это усилитель сигналов, поступающих с генераторов (см. рис. 4.100)
Рукоятка Gain задает общее усиление. Надо учитывать, что усиление добавляется к громкости MIDI-нот, так что при Gain = 0 ноты звучат со своей исходной громкостью, а при 100 % - с удвоенной. Конечно, по MIDI-каналу перегрузок не бывает, так что бояться тут нечего. Просто при высоком уровне усиления может потеряться различие между самыми громкими нотами и более тихими -все будут звучать с громкостью 127.



Рис. 4.100. Усилитель-формирователь

Рукоятки A, D, S и R позволят сформировать форму сигнала, задав по отдельности размер каждой из частей огибающей. Вот вйм первый ADSR-генера-тор. Для большинства простых эффектов его одного вполне достаточно.

Фильтры

В секции Filter находится частотный фильтр, воздействующий раздельно
на каждую из частей огибающей (см. рис. 4.101). Регуляторы называются так же - А, О, S и R. Вот вам второй генератор огибающей.
На самом деле, частотных фильтров у нас два. Первый - это обычный фильтр, срезающий или усиливающий частоты, выше или ниже заданного нами порога - мы о таких в этой книге говорили.



Рис. 4.101. фильтр

Другой фильтр - резонансный, который вместо самой заданной частоты, выделяет ее гармоники. Если кто забыл уроки физики, напомню: у всякого; звука, кроме основного тона, есть еще и слабые призвуки удвоенной частоты (вторая гармоника), утроенной (третья) и так далее. Возникают призвуки из-за того, что струна (и вообще любой источник звуковых волн) никогда не колеблется только со своей основной частотой. Всегда по ней бегают более мелкие и более короткие волны из-за того, что каждая половина струны начинает колебаться отдельно от целого, каждая четверть, каждая восьмая часть и прочие, более мелкие, - тоже начинают вести самостоятельную жизнь. Правда, амплитуда (громкость) этих звуков всегда намного ниже, чем у основного тона, и тем не менее только все вместе они придают звуку неповторимый тембр.
Вот эти слабые гармоники и поднимает резонансный фильтр. Частота задается регулятором с грузинским именем Reso. В работе этого фильтра есть ряд тонкостей, о которых я не буду здесь говорить, почитайте справку, благо теперь вы теперь знаете, где разработчики ее спрятали.

Остальные кнопки в этой секции управляют обычными частотными фильтрами. Кнопки LP1 и LP2 (lowpass) переводят фильтры в режим пропуска нижних частот: срезается все, что выше граничной частоты.
Сама граничная частота задается регулятором Cutoff. Правда, двигая регулятор, во всплывающей подсказке вы будете видеть вместо частоты какие-то непонятные проценты. Надо просто знать, что ручка Cutoff меняет частоту в пределах от 20 Гц до 19 кГц.
Кнопка HP (highpass) переводит фильтр в режим пропуска верхних частот. Все, что ниже граничной частоты, будет срезано.
Кнопка ВР (bandpass) переводит устройство в режим полосового фильтра: пропускается только некоторая полоса вокруг частоты, заданной ручкой Cutoff, все, что вне этого диапазона, срезается.
Кнопка FMT (formant) переводит фильтр в особый режим имитации голоса. На голос, конечно, совершенно не похоже, но эффект интересный.
Кнопка Kbd к числу режимов фильтра вроде бы не относится, но тем не менее оказывает заметное влияние на их работу. Когда она нажата, граничная частота фильтра напрямую зависит от высоты MIDI-ноты, которая сейчас играется.

Низкочастотный генератор

В секции LFO (low frequency oscillator) (см. рис. 4.102) находятся настройки низкочастотного генератора огибающей, который работает подобно генератору ADSR - накладывается на сигнал. Только модулирует его не по амплитуде, а всякими иными способами.
На что именно накладывается низкочастотная огибающая и как она действует, задается четырьмя кнопочками из группы Dest (от слова destination -назначение):

  • нажав кнопку 01 или 02, мы задаем, что сигналы первого или второго генератора будут модулироваться по частоте. Сама эта частота задается регулятором Rate, глубина модуляции - регулятором Depth, а форма огибающей -
    кнопочками в группе Wave (с синусоидой, треугольником, прямоугольным импульсом и шумовой кривой);
  • кнопка PW меняет ширину прямоугольных импульсов первого генератора в соответствии с параметрами Rate, Depth и Wave;
  • а кнопка FLT позволяет менять у рассмотренного выше фильтра граничную частоту, отчего сигнал начинает летать и посвистывать.

Похожие функции выполняет и секция User Envelope (огибающая, настраиваемая пользователем). Это третий генератор ADSR-огибающей, у которого тоже есть
все нужные рукоятки (см. рис. 4.103). Рис-4Л03- Огибающая, настраиваемая пользователем

Кнопки из группы Dest указывают, на что эта огибающая должна быть наложена. 01, 02, PW и FLT делают в точности то же, что одноименные кнопки в секции LFO, только форма у огибающей будет другая - не пила, прямоугольник или синус, а тот самый ADSR, который мы с вами видели на рисунке 4.99.
Есть и пара новых кнопочек. Кнопка FM накладывает огибающую на величину частотной модуляции, а кнопка V2 модулирует по громкости второй генератор.

Прочие настройки

В секции Vibrato (см. рис. 4.104, слева) можно сделать звук вибрирующим. Задается глубина (Depth) и частота вибрато (Rate), а также задержка (Delay), которую надо задавать, когда требуется, чтобы вибрация начиналась не с самого начала звука, а несколько позднее.
В секции Misc (прочее) (см. рис. 4.104 справа) можно задать еще три «прочих» эффекта, впрочем не бесполезных.
Регулятор Porta позволяет менять скорость портаменто - плавного перехода от ноты к ноте.



Рис. 4.104. Вибрато и прочее

Регулятор Keyoff задает скорость автоматического отпускания нажатой ноты. Синтезатор перестает обращать внимание на длительность нот, руководствуется только положением этой рукоятки. В справке сказано, что этой настройкой можно пользоваться при создании партии ударных, хотя из десятка пресетов, предназначенных для использования в качестве аналоговых ударных инструментов (кстати, весьма популярных в современной танцевальной музыке), только в одном из них - Percussion: 06-Electro Snare 2 - этот регулятор стоит не в нуле.

Регулятор Dist добавляет к сигналу дисторшн, имитацию перегрузки но входу.
В секции Out вы найдете обычные регуляторы выходного уровня и панорамы, а также регулятор общей высоты звука (Tune). Там же сможете поменять максимальное количество голосов синтезатора (Polyphony). Если плагин слишком сильно загружает процессор вашего компьютера, надо просто понизить число голосов.
У DreamStation есть набор пресетов, причем довольно внушительных размеров - около ста строк. Там вы найдете примеры использования всех ручечек и кнопочек аналогового синтезатора. Советую эти пресеты внимательно посмотреть, если решите когда-нибудь воспользоваться этим синтезатором: может быть, там уже есть то, что вы только собираетесь изготовить.

  
Содержание раздела