Справочник по компьютерной графике и звуку

         

Программные синтезаторы и сэмплеры

Со второй версией Sonar XL приходит несколько синтезаторов и сэмплеров, соответствующих стандарту DXi - DirectX Instruments. Это синтезатор VSC, аналоговый синтезатор Dream Station, сэмплер Cyclone, барабанный сэмплер и синтезатор DR-008, а также гитарный процессор Alien Connector ReVal-ver SE, о котором мы уже говорили в главе о гитарных усилителях.
Штучки любопытные не только сами по себе, но и тем, что покажут нам некоторые важные направления, в которых работают создатели программных синтезаторов и сэмплеров. Ведь основная трудность освоения программ такого рода - не в их головокружительной сложности, этого, в общем-то, нет, а в том, что их авторы стремятся выпендриться но части интерфейса. Считается, что очень п очень круто сделать программку, копирующую внешний вид какого-нибудь синтезатора с его миллионом кнопочек и ручечек или студийного рэко-вого устройства с его двумя миллионами кнопочек и ручечек, индикаторов и лампочек. Будете искать меню программы, но не найдете, потому что часто никакого меню и нет. Будете взывать о помощи, но не ответят вам, потому что нет у программы ни всплывающих подсказок, ни нормальных надписей на кнопочках и ручечках, а иной раз - даже кнопки Help.
Короче говоря, все завоевания компании Microsoft по части стандартизации внешнего вида софта и легкости освоения новых программ по аналогии со старыми идут прахом, когда в дело вступает музыкальный софт.
При первом знакомстве с софт-синтезаторами из сонаровского комплекта (да и с любыми другими!) очень трудно сообразить, как ими пользоваться, как заставить программу издать хоть какой-то звук при помощи всего этого оборудования, отчего неуверенный в себе пользователь может даже решить, что у него какие-то нелады с драйверами звуковой карты или с операционной системой - вроде, все включил, а звука нет. Та фигня заработала, а эти три все равно молчат!..
Мы с вами посмотрим, как заставить работать эти программки, и попытаемся разобраться, как они работают и что в них поддается настройке.
Существенное отличие старого секвенсора Cakewalk от нового секвенсора Sonar состоит в том, что Cakewalk не поддерживал стандарт DXi, а значит, в нем нельзя было пользоваться плагинами в виде синтезатора или сэмплера.
Но кроме стандарта DXi, который используется для подключения софт-синтезаторов и сэмплеров в таких известных программах, как Sonar, Sound Forge, Vegas и ряде других, существует еще один популярный стандарт - VST (Virtual Studio Technology). Он разработан фирмой Steinberg, выпускающей известный секвенсор Cubase, давно конкурирующий с Сонаром.
А у конкуренции, помимо приятных для нас сторон (вроде улучшения качества продуктов и снижения цен на них), бывают и некоторые весьма неприятные проявления. Несовместимость стандартов и нежелание выпускать версии под конкурирующий стандарт одно из таких неприятных проявлений. Вспомните хотя бы тот факт, что до сих пор нет единого стандарта пишущих DVD-приводов (и неизвестно, будет ли!).
Существует немало хороших плагинов, в том числе и бесплатных, под стандарт VST, и все они недоступны в Сонаре из-за того, что не имеют версий тод DXi, как, например, известный стейнберговский сэмплер Hal ion.
ровать VST-плагины под стандарт DXi. В основном все это платные програм-! мы, как VST DX Adapter фирмы FXpansion или собственная сонаровская утилита Cakewalk VST Adapter'. И что особенно неприятно, фирмами в последнее время не дают скачать даже пробную версию, как поступали раньше, - знают, что все равно будет взломана.
Но не все акулы капитализма так жестоки. Например, Кирилл Кацнель-сон, автор DXi-VST адаптера DirectiXer (автор утверждает, что читать это название следует как «директайзер», но русские люди читают, как написано), дает попробовать свою утилиту2. Да и все остальное, если постараться, можно скачать из интернета или купить на компакт-диске с музыкальным софтом.
Но о VST-плагинах мы в этой книжке говорить не будем. По крайней мере, в первом издании.

Добавление синтезаторов

шят Для размещения программных синтезаторов в Сонаре предназначено L—И окно Synth Rack (см. рис. 4.95), которое вызывается этой кнопкой или L j командой Synth Rack в меню View.
Рис. 4.95. Окно Synth Rack для размещения софт-синтезаторов
Левая кнопочка, изображающая нечто вроде солнышка, открывает список установленных синтезаторов, любой из которых можно в этот самый рэк немедленно вставить3. Кнопочка-крестик удаляет выделенное устройство, а следующая - выводит на экран его потрясающее окно, чтобы вы могли заняться выбором тембра и всякой иной настройкой. Каждый из синтезаторов можно вставить в рэк не единожды, а столько раз, сколько вы захотите, лишь вставить в рэк не единожды, а столько раз, сколько вы захотите, лишь бы хватило вычислительной мощности компьютера.

Synth Rack, а также окна синтезаторов (и, кстати, всех прочих обработок реального времени, о которых мы говорили раннее) всегда торчат поверх всех окон, как будто они самые важные в мире персоны, а окно проекта или Piano Roll - так просто, фигня какая-то... Чтобы привести в чувство не в меру заважничавший плагин, щелкните левой кнопкой мыши по значку в левом верхнем углу его окошка и выберите в выпадающем меню самую последнюю строку - Disable Floating.

Кнопочки М и 5 делают то, к чему мы привыкли - заглушают дорожку или переводят в солирующий режим.
Кнопочка возле номера устройства позволяет отключить и снова подключить синтезатор (правда, не на полном ходу - надо остановить воспроизведение). На нашем рисунке все синтезаторы включены, кроме третьего.
На самом деле, синтезатор можно добавить и не прибегая к услугам рэка: в меню Insert есть подменю Dxi Synth, в котором вы найдете все свои синтезаторы и сэмплеры, соответствующие стандарту DirectX Instruments.
При добавлении синтезатора выдается такое диалоговое окошко, как на рисунке 4.96. Sonar спрашивает, надо ли ему открыть о.кошко самого синтезатора (Synth Property Page) и синтезаторный рэк (Synth Rack View).

Рис. 4.96. Что будем добавлять?

Кроме того, его интересует, какие вы хотели бы создать дорожки. Для работы с синтом нам потребуется как минимум одна MIDI-дорожка (строка MIDI Source Track) и одна аудиодорожка (First Synth Output (Audio)).
Казалось бы, аудио-то зачем, ведь мы хотим по MIDI играть? Но аудиотрек все-таки нужен, хоть он и останется пустым. Дело в том, что DXi-синтезаторы берут ноты с выхода MIDI-дорожки (управляющей дорожки), как-то их внутри себя обрабатывают и посылают на вход аудиодорожки, через которую и идет звук. Поэтому-то, если вы посмотрите в окне Track страничку I/O (входы-выходы), вы заметите, что на MIDI-дорожке синтезатор вписался в строку Out, а на аудио - в строку In.
Когда вам понадобится привязать уже записанную MIDI-дорожку к синтезатору или сэмплеру, вы просто вставите синт, а потом посмотрите, что нами-
сано в строке Out его управляющей MIDI-дорожки. После этого пустую управляющую дорожку можно удалить, а свои MIDI-трек сделать управляющим, выбрав соответствующую надпись в строке Out.
На самом деле, некоторые многоголосные синтезаторы могут играть через несколько аудиотреков одновременно, и на каждую из дорожек вы сможете поставить свой комплект обработок.
Чтобы создать дорожки сразу для нескольких голосов, можете пометить строку All Synth Outputs (Audio). Для сэмплера Cyclone будут созданы одна MIDI-дорожка и 17 аудио, для барабанного сэмплера Dr-008 - одна мидн и пять аудио, для синтезатора VSC - миди и четыре аудио, а для аналогового синтезатора Dream Station - одна и одна (но мы сможем вставить в проект еще несколько таких же синтезаторов).
Нажимая кнопку Solo или Mute на управляющем MIDI-треке, мы увидим, что такие же кнопки сами собой нажимаются и на всех связанных аудиодорожках.
А вот гитарный процессор Alien Connector ReValver вообще не надо вставлять в рэк описанным выше способом. Если, конечно, вы хотите, чтобы он заработал. Его следует ставить в ячейку Fx па странице Fx или в микшерскую консоль, как самую обычную обработку, а в рэке он появится сам собой.
И хоть бы он, собака, предупредил, хоть бы намекнул - молчит как партизан! И при установке в рэк молчит и потом, когда пытаешься заставить его петь...
Черный рисуночек левее названия синтезатора на панели Synth Rack показывает способ, которым данное устройство было подключено - в виде обычной обработки (вторая строка) или на аудиовход (все остальные строки).


Содержание раздела