Справочник по компьютерной графике и звуку



  

Эквалайзеры

Эквалайзер - один из важнейших инструментов при работе со звуком. Пожалуй, только ревербератор да еще компрессор могут сравниться с ним в полезности и распространенности.
Что же такое эквалайзер? Это некий прибор (если речь идет о «железном» устройстве) или программное средство, позволяющее нам раздельно управлять громкостью сигнала в различных диапазонах частот. Самый простой эквалайзер, который все видели, и не раз, - регулировки тембра у бытовой радиотехники. Если есть раздельная регулировка басов и высоких частот - считайте, что у вас уже есть двухполосный эквалайзер. Другое дело, что для работы со звуком двух полос совершенно недостаточно.
Эквалайзер позволит компенсировать не слишком удачную частотную характеристику вашего микрофона, добавить басов или высоких частот, добавить разборчивости речи, подняв средние частоты (в районе 1-4 кГц).
Иногда в сложной композиции разные инструменты начинают «мазать» друг друга, потому что попадают в один и тот же частотный диапазон. Или же голос попадает под какой-то ярко звучащий инструмент, как под трактор, -теряется на его фоне, отчего снижается разборчивость текста. Эквалайзер позволит эту мазню ослабить, понизив уровни соответствующих частот - как бы разведя конфликтующие инструменты по разным частотным диапазонам. (Кроме этого, их можно развести по панораме, а также в пространстве - с помощью задержки или ревербератора)
Можно много еще говорить о применении эквалайзера. Например, о том, как тусклый и невыразительный голос сделать ярким и сочным, как вырезать из сигнала какие-то частоты, делающие звук резким и Т. д. и т. п. К сожалению, простых рекомендаций, как этого добиться, я вам дать не смогу. Вопрос, что и как регулировать, решается в каждом конкретном случае отдельно. И решается только на слух. На слух, и никак иначе.
А раз так, то придется принять во внимание особенности устройств, на которых это прослушивание происходит, - динамиков вашего компьютера и наушников. Для качественного контроля требуются и колонки, и наушники - одними только наушниками или одними только колонками обойтись не удастся. Причем полоса воспроизводимых частот должна быть максимально широкой (20-20 000 Гц), а амплитудно-частотная характеристика - максимально линейной.
Как я уже имел возможность вам рассказать, идеальная АЧХ бывает только в мечтах, да, может быть, еще в рекламных проспектах. На практике у всех устройств бывают завалы по тем или иным частотам. Но у дешевых наушникон и колонок завалов может быть больше, чем прямолинейных участков. Вдобавок к этому тут вас ждут, во-первых, частотный диапазон, куцый, как заячий хвост, а во-вторых, разные дешевые навороты вроде «усиления басов», призванные скрыть недостатки самого устройства.
В результате, выстроив фонограмму в расчете на такие источники звука и проиграв ее на другом компьютере, на другом музыкальном центре, - вы можете просто ее не узнать, настолько смажутся все нюансы, изменится соотношение басов, верхов и середины. Да и всего остального...
Какой же выход? Неужто покупать студийные колонки размерами метр на два, массой в центнер и ценой в пару килобаксов? Конечно, хорошо бы, но без этого вполне можно обойтись. Однако колонки и наушники все же должны
быть более или менее приличными. Если у аппарата неравномерность частотной характеристики не превышает плюс-минус 3 дБ, то им вполне можно пользоваться (в домашних условиях уж точно!). Именно эту характеристику чаще всего и пишут в инструкциях. А вот на каких именно частотах эта неравномерность возникает, вполне могут и не указать. Ну да бог им судья.
Не стоит доверять динамикам, встроенным в монитор («ушам»), пластиковым «мультимедийным» компьютерным колонкам и прочему ширпотребу. Все-таки некоторые деньги на нормальный звук - колонки, наушники и усилитель - потратить придется.
И наушники не стоит брать «мультимедийные» за 300 рублей. Надо искать именно студийные, вроде AKG K141M (или 240М - буква М означает monitor), долларов за 150. Студийные наушники не подчеркивают басы, не «улучшают качество звучания», как делают бытовые, наоборот, они стараются все показать так, как есть. И это - единственно правильный путь.
Впрочем, все эти рекомендации только для тех, кто всерьез решит заняться оборудованием своей домашней студии. Если же вы пока и сами не знаете, понравится ли вам это занятие - со звуком возиться, - не стоит вкладывать в это сомнительное дело мало-мальски серьезных денег. Поработайте с тем оборудованием, которое у вас есть - микрофоном, колонками, усилителем. А там уж решите, есть ли желание продолжать.
Важно только, чтобы вы не забывали о пробном, разведочном характере своей работы и не надеялись получить в результате ее фонограмму высокого профессионального качества. А то некоторые начинающие так свыкаются со звучанием своих пластиковых колоночек, что им начинает казаться, что все у них так классно, хоть на FM-радио отправляй. А как послушает человек со стороны, так и ужаснется...
И еще очень важный момент. Проверяйте звучание с разной громкостью (при высоком уровне громкости все звучит совсем не так, как при среднем и тем более низком!). Постарайтесь прослушать свою фонограмму на разных колонках - не только через стационарную систему, но и на кассетнике пли переносном плеере. Только так вы сможете хоть немного представить себе, как может звучать ваша фонограмма у потенциальных слушателей.

Графический эквалайзер

А теперь вернемся к нашим эквалайзерам. В редакторе Sound Forge они находятся в подменю Process > EQ (от слова equalizer). Их там целых три штуки - графический эквалайзер (Graphic), параметрический эквалайзер (Parametric) и гибрид этих двух типов - параграфпческий эквалайзер (Paragraphic).
На рисунке 3.21 вы видите окно десятиполосного графического эквалайзера. Под каждым движком написано, какой полосой частот он управляет, а над Движком - какое усиление или ослабление звука предполагается для частот этой полосы. Все, что выше нуля, - дает усиление, все, что ниже, - ослабление.

Рис. 3.21. Графический эквалайзер в десятиполосном режиме

Чтобы вернуть движок в нейтральную точку, где усиление будет нулевым, дважды щелкните по нему мышкой. Для повышения точности установки можно перемещать движки стрелками курсора (с точностью до 0,1 дБ), переходы между движками - клавишей Tab (слева направо) или комбинацией Shift-Tab (справа налево).

Если вы нормализовали звук по пикам до 0 дБ, то положительные значения усиления могут привести к перегрузке. Либо смещайте движки только вниз, либо воспользуйтесь движком Output gain, чтобы понизить общий уровень на выходе эквалайзера.

В списке Accuracy (точность) три строки, задающие:

  • низкую точность (Low), которую можно без опаски применять при регулировке высоких частот;
  • среднюю точность (Medium), годную для регулировки высоких и средних частот;
  • и высокую (High), при которой эквалайзер работает медленнее, но лучше, чем в других режимах. Тут он хорошо работает и при регулировке басов.

Обратите внимание на закладочки внизу окна. На нашем рисунке там выделена надпись 10 Band (десятиполосный). Если щелкнуть по закладке 20 Band, то мы получим двадцатиполосный эквалайзер, дающий в два раза больше возможностей тонко повлиять на звук.
А закладка Envelope (огибающая) перекидывает нас в режим уже в полном смысле слова графического эквалайзера - с возможностью рисования огибающей просто мышкой (см. рис. 3.22)'.

Рис. 3.22. Графический эквалайзер в режиме Envelope

Принципы работы - точно такие же. Неопределенные и трудно объяснимые.
Если вы постоянно пишете одних и тех же исполниелей (например, себя), вы наверняка скоро найдете такую коррекцию своего голоса или музыкального инструмента, которая покажется вам наилучшей, наиболее правильной. Вспомните тогда о возможности сохранить настройки в виде образца (пресета), нажав кнопочку Save As.
Не исключено, что у вас будет несколько пресетов для одного и того же себя: в энергичных произведениях голос звучит совсем не так, как в лирических, в быстрых не так, как в медленных...

Параграфический эквалайзер

Параграфический эквалайзер позволяет получить более сложный - нелинейный график коррекции звука, чем достигается большая точность по сравнению с графическим. На рисунке 3.23 показано, как примерно это выглядит.
А вот как это работает. В нашем распоряжении четыре частотных диапазона, у каждого из которых своя регулировка уровня (четыре вертикальных Движка в середине окна, под графиком).
Для каждого диапазона мы сможем указать, где он расположен на шкале частот. Сделать это можно с помощью горизонтальных движков Center frequency (частота середины диапазона), расположенных прямо под соответствующими вертикальными. Рядом в маленьком окошке ввода можно задать частоту цифрами (в герцах).
Ширина диапазона тоже поддается регулированию - короткими горизонтальными движками, которые расположены чуть правее вертикальных. Ширина диапазона (люди, изучавшие радиотехнику, называют этот параметр добротностью) измеряется в октавах, по умолчанию эквалайзер берет ширину в одну октаву.

Рис. 3.23. Параграфический эквалайзер

Горизонтальные движки появляются только тогда, когда вы чуть сместите соответствующий вертикальный движок. Например, на нашем рисунке второй движок слева стоит в нуле, потому и нельзя поменять частоту этого диапазона и добротность.

В нижней части эквалайзера расположены еще два специфических диапазона, позволяющих задать плоский выступ или, наоборот, впадину - слева (в полосе нижних частот - low-shelf) и справа (в полосе высоких частот - high-shelf).
Здесь левые движки задают не середину, а границу диапазона, а правые -усиление. Двойной щелчок по правому движку ставит усиление в ноль, и выступ (впадина) пропадает.
Хочу привлечь особое ваше внимание к вертикальным движкам, расположенным слева от графика - под ними написано Dry Out и Wet Out. Эти регулировки позволяют нам регулировать силу воздействия эквалайзера. Как? Путем смешивания в заданной пропорции необработанного («сухого») и обработанного («влажного») сигнала.
Движок Dry Out («сухой выход») управляет уровнем необработанного сигнала, a Wet Out («влажный выход») - уровнем эквилизированного. В исходном положении, как видно из рисунка, сухой сигнал отсутствует.
Этот прием - смешивание сухого сигнала с обработанным - очень часто встречается в разных компьютерных спецэффектах, как саундфорджевскнх, так Л в плагинах иных производителей.
Пресеты, которых в списке немало, вы посмотрите сами. Сами же посмотрите, если возникнет такое желание, и параметрический эквалайзер (Parametric EQ). Он похож на параграфический, но не так нагляден.


  
Назад Начало Вперед