Справочник по компьютерной графике и звуку



  

Громкость и панорама

Операции с уровнем громкости

Простейшая команда Volume (громкость) в меню Process просто меняет громкость в выделенном фрагменте. Я даже иллюстрацию по этому диалоговому окну делать не стану: всего один движок - чего там иллюстрировать. В списке пресетов три строки: вдвое громче (200 /6), вдвое тише (50 %) и Mute (тишина).
Но если вам надо оставить полную тишину в выделенном фрагменте, проще будет воспользоваться командой Process > Mute, у которой даже диалогового окна нет никакого. Щелк! - и тишина.
В подменю Fade находится три команды для работы с громкостью, две из которых работают молчком, а одна выдает диалоговое окошко. Они создают затухание или нарастание громкости.
Команда Fade > Out (затухание) организует линейное уменьшение громкости в выделенном фрагменте до нуля. Используется, понятное дело, для того, чтобы звук в конце фонограммы не обрывался внезапно, а плавно сходил на нет.
Обратную задачу выполняет команда Fade > In (нарастание). Тут уровень линейно повышается от нуля в начале выделенной области до нормальной сво-
ей громкости к концу. Это чтобы в начале фонограммы звук не выстреливал а начинался плавненько.
Поскольку у обеих команд нет диалоговых окон, единственное, чем вы м0. жете повлиять на результат их работы - тем, как вы выделите фрагмент: с какого места начинается выделение и насколько оно будет длинное. Например, если вы решите, что звук затихает слишком быстро, удлините область выделения.
Самая универсальная команда в меню Fade называется Graphic. Она позволяет задать изменение громкости в графическом виде. Тут тоже имеет значение, какой именно участок фонограммы выделен, но вдобавок к этому вы сможете сами выбрать траекторию изменения звука.
На рис. 3.17 показано, как выглядит окно команды Graphic Fade, когда в списке пресетов выбрана строка -20 dB exponential fade out, организующая затухание по вогнутой экспоненте. Громкость тут снижается быстрее, чем при линейном затухании.

Рис. 3.17. Затухание по экспоненте

Если бы я показал вам картинку пресета -3 dB exponential fade out, то вы бы увидели, что огибающая тут не вогнутая, а выпуклая. Соответственно и громкость уменьшалась бы медленнее, чем при линейном затухании.
Третий тип пресета - -6 dB exponential fade out - совмещает в себе оба этих типа: сначала s-образная огибающая идет выше диагонали (громкость снижается медленно), а потом ниже ее (громкость снижается быстро).
Три других пресета, в названиях которых на конце вместо «out» написано «in», делают вместо затухания нарастание - аналогичными способами.
На самом деле пользоваться пресетами вас, конечно же, никто не заставляет. Можете браться мышкой за узелки огибающей и таскать, как вам требуется, добавлять узелки (однократным щелчком) или убирать (двойным или правой кнопкой). Можно выделить узелки, растянув вокруг них рамочку (они становятся красными), и двигать их вместе. А можно выделить все (Ctrl-A) и двигать кривую целиком.

Рис. 3.18. Задаем затухание сигнала вручную

Чтобы лучше понимать, что делаете, выберите в списке Show wave (показать волну) любую строку, кроме None (см. рис. 3.18). И тогда вы сможете точно подогнать форму огибающей по форме волны.

Если длина выделенного фрагмента превышает 300 сэмплов (6 секунд с небольшим при частоте дискретизации 44,1 кГц), то форму кривой вам не покажут, даже и не просите.

Кнопка Reset Envelope сбрасывает все узелки, кроме двух крайних, и ставит огибающую в самом верху таблички. Можно начать сначала. Кроме того, можно нажать кнопку Selection (выбор) и скорректировать границы выделения, задав другие значения для начала и конца выделенной области.
Есть еще один графический инструмент управления громкостью, который находится в меню Effects и называется Envelope (огибающая). У него практически такое же окно (с минимальными отличиями), как на рис. 3.18.
Основная разница между этими командами заключается в принципах управления громкостью. Если команда Graphic Fade управляет относительной громкостью - делает звук потише или погромче на величину, которая указывается графиком, то команда Envelope управляет абсолютной величиной громкости - устанавливает в каждой точке именно ту громкость, которая ей соответствует на графике.
Чувствуете разницу? Даже если не очень - поэкспериментировав пять минут с кривульками сложной формы, вы ее быстро заметите.

Панорама

Всякий, кто слушал музыку в наушниках, знает, что при объемном звуке (стереозвуке) все инструменты как будто расставлены в пространстве, образуя цельную картину. Скажем, вокалиста и бас обычно располагают в центре воображаемой сцены. Барабаны и тарелки, которых в ударной установке может быть штук десять, а то и двадцать, располагаются по всей ширине сцены -большой и малый барабаны в центре, томы и тарелки справа-слева. И так далее, и тому подобное. Те, кто слушает звук только с колонок, тоже об этом знают, но в наушниках эффект намного сильнее.
Достигается такое пространственное расположение за счет разницы в громкости между каналами.
Представьте, что звук идет откуда-то слева от вас. Для вашего левого уха он окажется чуточку громче, чем для правого. Этой 'чуточки оказывается достаточно, чтобы мы могли понять, в каком направлении находится от нас источник звука. Так же происходит панорамирование звука и в компьютере: в одном канале звук немного громче, чем в другом, и мы уже понимаем, где кто стоит и куда движется.
В редакторе Sound Forge панорамированием звука занимается команда Pan/Expand в меню. Process (см. рис. 3.19).

3.19. Изменяем панораму

На графике вы видите, как я выстраиваю плавный уход звука из центра панорамы вправо. Все правила работы с кривой такие же, как и при построении кривой громкости: огибающая она и есть огибающая. Если бы вместо кривой я оставил прямую, параллельную горизонту, сместив ее вниз, вышел бы просто сдвиг звука в выделенном фрагменте вправо.
Обратите внимание на список Process mode (режим работы). В данном случае там написано Pan (preserve stereo separation), что переводится как «изменить панораму, сохраняя разделение каналов». Но представьте себе, что запись, улучшением которой вы решили заняться, происходила с двух независимых источников, скажем, с микрофона и гитарного звукоснимателя. Содержимое левого и правого каналов в этой ситуации окажется совершенно различным -слева только гитара, справа только голос (или наоборот). Ситуация эта воспринимается нами однозначно: мы слышим гитару точно слева, а голос точно справа. И сколько ни меняй громкость одного из каналов, в другом этот звук не появится - гитара или голос будут становиться тише, но в пространстве смещаться не станут.
Что же делать?
Надо несколько перемешать каналы между собой, чтобы гитара из левого канала хотя бы частично проникла в правый канал, и наоборот, голос из правого канала попал и в левый. Для этого достаточно просто перейти в режим Pan (mix channels before panning) (перед изменением панорамы смешать каналы).
Для пользователя настройка ничем не отличается от описанной выше. Надо только помнить, что звук при смешивании становится громче (за счет сложения громкостей по каналам). Но на это есть у нас движок выходного уровня (Output gain).
Конечно, о настоящем выстраивании панорамы стереозвука для большого количества инструментов в SF говорить не приходится. Тут у нас всего два канала, и не более того. Вот когда мы будем говорить о многодорожечных программах (секвенсорах), вы увидите, как все это делается.
Так что каждый пусть занимается своим делом, а вместе, бог даст, выйдет что-то путное.
Есть другая задача, которой с успехом может заниматься команда Pan/Expand. В режиме Stereo expand она может расширить стереобазу - сильнее развести инструменты по панораме (в некоторых бытовых музыкальных центрах делают специальную кнопочку для расширения стереобазы - стереоэффект становится заметен даже без наушников). Или, наоборот, сжать стерео-базу - сдвинуть инструменты ближе к центру.
Когда вы переходите в этот режим, меняется содержание вертикальной оси координат на графике. Вместо Left - Center - Right там оказывается написано Wide (шире) - Normal (нормально, как было) - Center (к центру). Меняется и смысл огибающей: смещая ее вниз, мы получим сужение стереобазы, смещая верх - расширение.
Правда, когда расширяете или сужаете слишком уж сильно, эффект может оказаться немного странным. Ну, так и не задвигайте кривую слишком вниз или вверх.

Преобразования стерео - моно - стерео

В меню Process есть команда Channel Converter (преобразователь каналов), которая поможет сделать из стереофайла моно, и наоборот (см. рис. 3.20).

Рис. 3.20. Преобразователь каналов

Верхний переключатель Output channels (выходные каналы), задает, получится ли на выходе монофайл (Mono) или стерео (Stereo).
В первом случае (Mono) в нашем распоряжении будет только левая пара движков. Смешивая для получения монозвука левый и правый каналы, мы сможем задать громкость по каждому из них.
Галочка в строке Convert to specified output channels only убирает и эту пару цвижков. Каналы смешиваются автоматически - с пятидесятипроцентной громкостью.
Когда же переключатель находится в положении Stereo, то слева мы можем задать состав нового левого канала, а справа - нового правого.
Иногда при смешивании сигналов возникают фазовые искажения. Например, в каком-то месте фонограммы звук гасится из-за того, что исходные сиг-1алы находились в противофазе: один в положительном максимуме (выше )си), другой в отрицательном (ниже оси). Средство для устранения этого дефекта называется Invert left channel mix или Invert right channel mix. Поставьте ra-гочку в одной из этих строк, и сигнал сначала перевернется вверх ногами (там.
где кривая шла вверх, она пойдет вниз), а уж потом сложится с другим каналом. Это называется «перевернуть фазу».
В списке Preset вы найдете четыре образца для создания монофайла из стерео (Stereo to Mono) - со стопроцентной громкостью исходных каналов, с пятидесятипроцентной, а также с вычислением разницы между каналами. Вариант с пятидесятипроцентной громкостью является стандартным, дает гарантированно приличный результат.
Еще четыре образца выполняют за нас обратную задачу - делают из одной дорожки - две, из монофайла - стереофайл (Mono to Stereo). Делается копия со стопроцентной и с пятидесятипроцентной громкостью, с переворотом фазы (это называется псевдостерео - Pseudo-stereo).
Но больше всего пресетов заготовлено для преобразования стереофайла в стереофайл же (Stereo to Stereo). Казалось бы, зачем? Стоит посмотреть названия пресетов, и мы это поймем. Например, пресет Swap Channel (поменять каналы) просто меняет местами правый и левый каналы.
Четыре пресета под общим названием Pan center размещают звук в центре, собирая его из левого, правого канала или из обоих.
Пресет Vocal Cut (remove center material) вырезает из панорамы середину, где обычно размещается голос. Отсюда и название: Vocal Cut - вырезание вокала. Как известно, многие начинающие просто мечтают о том, чтобы вырезать из знаменитой песенки вокал и спеть самому (самой). Если вы именно об этом и грезили в своих юношеских (девических) снах, то этот пресет для вас.
Принцип простой: один канал вычитается из другого, в результате то, что стояло в центре - то есть было одинаково в обоих каналах, - пропадает.
Но должен все же немного охладить ваш девичий (или юношеский) пыл: весь вокал не убирается практически никогда - остаются боковые призвуки (реверберация), а кроме того, вместе с вокалом пропадает еще кое-что существенное. Ведь в центре панорамы, как мы с вами знаем, ставят не только голос, но также бан и барабасы... то есть бас и барабаны, - без которых музыка звучит несколько странно. Если не сказать сильнее.
Чтобы оставить эти барабасы на месте, надо бы скомбинировать эту операцию, скажем, с фильтром, чтобы при вычитании учитывались только определенные частоты.
Те, кого этот вопрос живо интересует, могут поискать на компакт-дисках с музыкальным софтом программки вроде MTU Vogone Vocal Elimination Workstation, YoGen Vocal Remover, AnalogX Vocal Remover или DeFX. Может быть, с их помощью вы сможете добиться лучших результатов.

  
Назад Начало Вперед