Справочник по компьютерной графике и звуку



  

Создание векторной анимации

Программа Corel R.A.V.E. 2.0, входящая в комплект Corel Graphic Т& Suite 11, делает то, чего не умеет CorelDRAW - создает анимацию. - Iff Интерфейс программы весьма похож на кореловский (см. рис. 2.150), SZgf за исключением нового пункта меню Movie (кино) и большой панели Timeline (линия жизни) в нижней части окна, а также маленькой панельки для воспроизведения и перемотки анимации (под рисунком слева).

Рис. 2.150. Corel R.A.V.E. 2.0 в исходном положении -анимация пока не создана

Панель Timeline состоит из двух частей: слева - дерево объектов, находящихся на данном рисунке, а справа сама линии жизни - графики, показывающие, с .какого кадра и по какой каждый из объектов присутствует на экране.
Каждому объекту в дереве соответствует своя собственная линия жизни. Черные шарики в каждой строке нашего рисунка - это и есть начальные точки линий жизни. Стоит взяться мышкой за любой из шариков и потянуть вправо, как из него вытянется линия. Теперь этот объект будет красоваться на экране в течение нескольких кадров.
Чтобы нам не вытягивать вручную линии жизни для каждой из деталей нашего человечка, Corel R.A.V.E.' предлагает это дело хотя бы отчасти автоматизировать. Проще всего создавать анимацию из сгруппированных объектов, из надписей и из переходов (см. главу «Переходы»).

Сгруппированными объектами занимается команда Create Sequence from Group (создать последовательность кадров из группы), которую вы найдете в меню Movie. Если, конечно, догадаетесь такой объект выделить. А не догадаетесь - команда окажется недоступна.
На рисунке 2.151 можно посмотреть, что получилось, когда я попросил программку преобразовать в анимацию группу из четырех сгруппированных объектов. Верхняя черная линия в строке Group of 4 Objects - это линия жизни всей группы, а четыре кружка ниже - линии жизни входящих в нее объектов (чтобы увидеть линии отдельных объектов, нужно щелкнуть в дереве по шпо-сику возле имени группы и развернуть эту ветвь).

Рис. 2.151. Преобразовали группу в анимацию

Что можно понять из этого рисунка? Что созданная анимация содержит четыре кадра, но каждый из объектов группы находится на экране в течение ровно одного кадра. Выглядит это как быстрое поочередное появление кривых и многоугольников.
Взявшись мышкой за какой-нибудь из черных кружков и потащив его линию жизни вправо или влево, мы тем самым поменяем время присутствия данного объекта на экране. Получится, что линии и фигуры живут на экране разное время. Некоторые будут находиться на экране одновременно.

Примерно так же работает команда Create Sequence from Text (создать последовательность кадров из надписи): каждая буква фигурной надписи показывается в течение ровно одного кадра. И это тоже поддается изменению простым растягиванием линии.
Обращаю ваше внимание на то, что программа работает только с фигурными надписями, а с обычным текстом в рамке никаких дел иметь не желает И это не последний ее каприз, будут и другие.

Команда Create Sequence from Blend (создать последовательность кадров из перехода) работает немного иначе, чем две предыдущие. На рисунке 2.152 вы видите, что произошло, когда на кадры был разложен переход квадрата в круг с шестью промежуточными объектами. Получилась анимация из восьми кадров: исходный и конечный кадры плюс шесть промежуточных.

Рис. 2.152. Преобразовали переход в анимацию

Взглянув на линию, мы сразу догадаемся, что воз это время на экране будет находиться один и тот же объект, плавно меняющий свою форму - раз линия жизни одна, значит, и «живущий» объект один.
Берясь мышкой за квадратики в начале и конце линии, мы можем укорачивать (ускорять) и удлинять (замедлять) анимацию. Промежуточные объекты R.A.V.E. достраивает достаточно плавно, используя те же самые алгоритмы, которыми пользовался и сам CorelDRAW при построении переходов.
Если мы возьмем объект, состоящий из двух переходов (например, круг переходит в квадрат, а тот - в звезду), и применим к ним команду Create Sequence from Blend, то получится вот такая линия жизни (см. рис. 2.153).

Рис. 2.153. Преобразовали в анимацию двойной переход

Чтобы команда Create Sequence from Blend была доступна, вы должны выделить весь переход целиком, а не какую-то его часть.
Кроме того, все переходы должны быть направлены в одну сторону (обращайте внимание на стрелки, которые инструмент Interactive Blend рисует между объектами), иначе команда создания последовательности не поймет, в какую сторону строить переходы, и работать не будет.
Если программа неправильно определила направление очередного перехода и появились стрелки, направленные навстречу друг другу, вы всегда сможете поменять направление стрелки, выделив нужную фигуру (например, растя-дув рамочку с клавишей Alt) и отправив ее на передний или задний план командой Arrange > Order > То Front (или То Back).
Но все равно, при слишком сложных переходах (с тенями, экструзией и прочими ресурсоемкими красотами) возможны глюки, недоразумения, а то и появление некоего мастера восстановления после сбоя (Recovery Wizard), предлагающего либо сразу закрыть программу, либо сперва сохранить файлы.
Обратите внимание на то, что узелки на линии жизни были круглыми, когда мы преобразовывали в мультик группу или текст, а когда стали делать это с переходом, оказались квадратными. Квадратный узелок обозначает ключевой кадр (keyframe) - точку радикальных перемен в нашей анимации.
Поставив курсор в ключевой кадр, вы сможете изменить объект любым известным вам способом - поменять в нем заливку и обводку, увеличить или повернуть, добавить эффекты или изменить их параметры (правда, не все1!), преобразовать в кривые, поменять форму. После этого аниматор начнет сам достраивать промежуточные кадры от одного ключевого кадра к другому - автоматизировать нашу работу.
Если же вы меняете что-либо, встав на обычный, рядовой кадр, то ваши действия скажутся на всех кадрах без исключения.
Добавить новый ключевой кадр на линию жизни можно этой кнопкой I на панели Timeline или командой Insert Keyframe в контекстном меню - кадр добавляется на линию жизни выделенного объекта в той точке, где стоял курсор.
Если же курсор стоял на обычном круглом узелке, то узелок преобразуется в квадратный. Надо понимать только, что преобразовать разрешается только правый узелок, левый станет квадратным автоматически.
Может быть, вам будет удобнее пользоваться двойным щелчком мышки. Если попадете по круглому узелку, то преобразуете его в квадратный, а если по любой свободной точке на линии жизни, создадите новый ключевой кадр.

Удаляется ключевой кадр этой кнопкой, командой Delete Keyframe и опять же, двойным щелчком.
В качестве элементов анимации можно использовать и растровую графику. Например, загрузить некое реалистическое (или, наоборот, фантастическое) изображение, созданное в Фотошопе, поставить ниже всех в дереве объектов (чтобы оно никого не перекрывало), растянуть ему линию жизни на всю создаваемую сцену - вот и вышли «декорации», оформление сцены, на которой будет происходить действие.
Можно преобразовать круглый узелок в квадратный не только для отдельного объекта, но и для сгруппированных объектов. Тогда линии жизни всех объектов группы станут одинаковой длины (см. рис. 2.154) и будут оставаться такими и при любых растягиваниях линии жизни. А значит, все объекты будут показываться одновременно.

Рис. 2.154. Будем изменять всю группу одновременно

Но это еще не все. Изменив в ключевом кадре цвет, форму, положение, наклон или угол поворота, применив к группе какие-нибудь эффекты, мы создаем анимацию всей группы. R.A.V.E. будет плавно - от первого кадра к последнему - менять цвет, форму, положение и все прочее.

Можно даже редактировать отдельные объекты группы - выбирая их с клавишей Ctrl, но изменять линии жизни по отдельности нельзя.
Вот вам простой пример. Я нарисовал в Кореле человечка, увлеченно читающего книжку про Масяию (такой книги пока что нет, но когда-нибудь, наверное, будет). Рисунок представлял собой несколько овалов (лицо, глаза, зрачки) и кривых (рот, брови, уши), а также сгруппированный объект в форме книжки - (см. рис. 2.150). Чтобы заставить человечка открывать и закрывать рот, двигать бровями и водить глазами по строкам, я сделал следующее.
Скопировал рисунок в Кореле и вставил в Рэйве. Раскрыл дерево объектов и стал растягивать линии жизни для объектов, поочередно выделяя их в дереве.
Пользуясь тем, что объект, который выделен в дереве, выделяется и на рисунке (так мне удалось понять, где тут у него глаз, а где нос), я сразу же давал объектам понятные имена (щелчок правой кнопкой мыши по названию, команда Rename) - так с ними будет проще работать в дальнейшем (с.м. рис. 2.155)'.
' В менеджере объектен в CorelDRAW тоже можно давать имена объектам - точно таким же способом.

Рис. 2.155. Анимирую человечка с книжкой

Если объект предполагалось по ходу дела менять (брови, зрачки, рот, уши), двойным щелчком я преобразовывал последний кадр данной строки в ключевой. Если же объект или группа должны остаться неизменными (книжка, овал лица, глаза), оставлял узелки круглыми.
Далее. Выбрал в дереве, скажем, рот. Поставил (двойным щелчком) дополнительный квадратный узелок там, где человечек должен улыбнуться, взялся за него инструментом Shape и изогнул, как надо.
Выбрал левый зрачок, поставил дополнительные узелки и изменил его местоположение в этих ключевых кадрах так, чтобы зрачок двигался. Потом то же проделал с правым зрачком. Потом с бровями. Потом с ушами, которыми мой человечек тоже немножко шевелит от удовольствия.
Hv и все это вместе у меня задвигалось, заулыбалось - примерно так, как я и планировал.
Потом я вызвал команду предварительного просмотра флэш-анимации в браузере (File > Flash Preview in Browser). Тут меня ожидал неприятный сюрприз: некоторые детали, которые при просмотре в аниматоре были отлично видны, после экспорта оказывались в некоторых кадрах перекрыты другими.
Тогда я вернулся в Рэйв, принялся выделять пропавшие предметы и ставить их на передний план командой Order > To Front в меню Arrange или контекстном. И каждый раз смотрел, что у меня выходит в браузере, пока все не встало на свои места.
Затем я добавил звуковое сопровождение, импортировав в программу wav-файлы (File > Import, формат файла: WAV - Windows waveform) и подвинув их узелки в соответствии с тем, в каких кадрах каждому звуку надлежало раздаться (группа объектов Audio вверху дерева).
Снова просмотрел и прослушал в браузере.
Когда, наконец, все получилось так, как хотелось, я экспортировал муль-тик во флэш-файл командой File > Export.
На рисунке 2.156 показано окно экспорта в swf-файл (расширение swf имеют файлы формата Macromedia Flash). Если вам нужно экспортировать только движущиеся объекты, пометьте строку Objects, я же собирался экспортировать весь рисунок, поэтому и пометил строку Stage (вся сцена). В нижней части окна подобрал параметры сжатия звука. Нажал ОК.

Рис. 2.156. Экспорт в формат Macromedia Flash

Потом я вставил swf-файл на веб-страницу с помощью тега Embed. Примерно такой строкой:

<embed src="Graphicl.swf width="300" height="200">

- имя файла, ширина и высота изображения. Таким же тегом можно ставить на страницу и простые, не анимированные рисунки в формате Flash, которые позволяется создавать в CorelDRAW. (Про теги я ничего не объясняю, а если о создании веб-страниц вам ничего не известно, можете прочесть в «Самоучителе полезных программ» раздел «Создание web-страниц».)
Мультик можно сохранить также в собственном формате Corel R.A.V.E. (файлы с расширением elk). Именно так и следует поступать, пока анимация не готова. Кроме того, возможен экспорт в видеофайлы формата AVI (Video For Windows), MOV (Quick Time Movie), а также в анимированный gif-файл. Но gif-анимацию лучше делать все-таки в ImageReady. По крайней мере, они будут заметно меньшего размера.
Как и CorelDRAW, R.A.V.E. требует немало памяти и ресурсов процессора. Иногда ни с того ни с сего программа начинает вести себя странно. Например, перестает нормально показывать мультик, когда вы нажимаете кнопку
воспроизведения (то все замелькает, а то, наоборот, все пропадет), или вдруг запретит перетаскивать строки в дереве объектов, или еще что-то. Часто это означает, что запущено слишком много других программ - Рэйву мало что достается. Можно выключить лишние программы, закрыть R.A.V.E. и запустить
снова.
А если процессор вашего компьютера все равно не успевает просчитывать метаморфозы, которых вы понаделали в своем мультфильме, просматривайте результат в браузере - командой File > Flash Preview in Browser, тут глюков не бывает. Для покадрового просмотра можно также таскать движок на верхней линейке.

  
Назад Начало